Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Рудь Е.П.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по иску прокурора "адрес" в интересах Данилова В. А. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиалу *** Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия по не обеспечению средствами реабилитации,
Заслушав доклад судьи краевого суда Явкиной М.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд с иском в интересах Данилова В.А. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиалу *** Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия по не обеспечению средствами реабилитации и возложении обязанности по их обеспечению.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка по факту не предоставления Данилову В.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, технических средств реабилитации: кресло- коляски с ручным приводом базовой комнатной; кресло- коляски с ручным приводом базовой прогулочной; кресло- стула с санитарным оснащением, нуждаемость в которых определена в соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от ДД.ММ.ГГ.
При проведении проверки установлено, что Данилов В.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Даниловым В.А. было подано заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации в филиал *** ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, с приложением индивидуальной программы реабилитации инвалида *** от ДД.ММ.ГГ.
Однако, в установленный срок Данилов В.А. не был обеспечен техническими средствами реабилитации по причине недостаточности денежных средств, выделенных Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ. Между тем, реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования.
При изложенных обстоятельствах прокурор просил суд: признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиала *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, выразившееся в не предоставлении Данилову В.А. технических средств реабилитации: кресло- коляски с ручным приводом базовой комнатной; кресло- коляски с ручным приводом базовой прогулочной; кресло- стула с санитарным оснащением и возложить на ответчиков обязанность по предоставлению Данилову В.А. за счет средств федерального бюджета указанных технических средств реабилитации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ производство по делу в части исковых требований о возложении обязанности на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал *** Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по предоставлению Данилову В.А. технических средств реабилитации было прекращено в связи с отказом истцов от исковых требований в указанной части, поскольку заявленные требования были исполнены в добровольном порядке.
Решением Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению Данилова В.А. техническими средствами реабилитации: кресло- коляской с ручным приводом базовой комнатной; кресло- коляской с ручным приводом базовой прогулочной; кресло- стулом с санитарным оснащением.
В удовлетворении исковых требований прокурора "адрес" к филиалу *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ отказано.
Ответчиком Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования РФ подана апелляционная жалоба на указанное решение, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что решение является необоснованным в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В решении суда дата обращения Данилова В.А. указана неверно, как ДД.ММ.ГГ, что является юридически значимым обстоятельством. В данном случае, учитывая реальную дату обращения Данилова В.А. с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, промежуток между датой, когда ему должно было быть выдано направление и датой его выдачи не превышает четырех месяцев, в течение которых проводилась процедура отбора поставщика необходимых ему технических средств реабилитации. Не учтено судом, что на дату обращения Данилова В.А. с заявлением об обеспечении его кресло- стулом с санитарным оснащением ( ДД.ММ.ГГ) в филиале *** отделения Фонда было зарегистрировано 106 заявок инвалидов, обратившихся ранее с заявлением о предоставлении указанного средства реабилитации, 74 заявки инвалидов об обеспечении кресло- коляской с ручным приводом базовой комнатной и 102 заявки инвалидов, обратившихся ранее с заявлением о предоставлении кресло- коляски с ручным приводом базовой прогулочной. Указанные документы, свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны отделения Фонда в части обеспечения Данилова В.А., поскольку учитывая процедуру заключения контракта по итогам электронного аукциона, предусмотренную Федеральным законом N 44-ФЗ и даты заключения контрактов ( ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ), действия, направленные на отбор поставщика необходимых истцу технических средств реабилитации совершались задолго до поступления искового заявления прокурора в суд. На момент обращения Данилова В.А., поставщик необходимых ему технических средств реабилитации не был отобран, в связи с чем выдать ему направление на получение технических средств реабилитации одновременно с выдачей уведомлений о постановке на учет, не представилось возможным.
В возражениях прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Прокурор в ходе рассмотрения дела просил оставить решение суда без изменения, остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что Данилов В.А., ДД.ММ.ГГ является инвалидом второй группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГ бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2014 *** от ДД.ММ.ГГ.
По результатам проведенного освидетельствования для Данилова В.А. была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. В программу включены мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Также в программе предусмотрена необходимость обеспечения его такими техническими средствами реабилитации, как кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная 1 шт. 43см-100кг.-45см, кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) 1шт., кресло-коляска с ручным приводом базовая комнатная 1 шт. 43см-100кг.-45см.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается понятие реабилитации инвалидов и определяются ее основные направления. Так, реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и друг реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В статье 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" конкретизируется, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктами ДД.ММ.ГГ N 2347-р, предусмотрен такой вид технического средства реабилитации, как кресло-коляска (комнатная и прогулочная), кресло-стул санитарный.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 240 (в ред. от ДД.ММ.ГГ) утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно которому на уполномоченный орган возложена обязанность рассматривать заявление инвалида о предоставлении средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомлять инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
В данном случае, как следует из материалов дела, Данилов В.А. обратился в филиал *** ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ с заявлениями о предоставлении вышеуказанных технических средств реабилитации ДД.ММ.ГГ, что подтверждается представленными копиями указанных заявлений.
При этом, ошибочное указание суда первой инстанции на дату обращения истца с заявлением как ДД.ММ.ГГ на законность оспариваемого решения не влияет.
Как следует из дела, направления на получение технического средства реабилитации в виде кресло- коляски с ручным приводом базовой комнатной и кресло- коляски с ручным приводом базовой прогулочной были выданы Данилову только ДД.ММ.ГГ. Направление на получение технического средства реабилитации кресло-стула с санитарным оснащением (без колес) было выдано Данилову В.А. ДД.ММ.ГГ, то есть по истечение более трех месяцев с момента обращения истца с заявлениями о предоставлении указанных технических средств и период рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что несвоевременное обеспечение ответчиком - ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ истца Данилова В.А. техническими средствами реабилитации лишило возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничило право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Учитывая, что социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Со стороны ответчика - ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ доказательств, свидетельствующих о принятии мер по своевременному обеспечению Данилова В.А. техническими средствами реабилитации, с момента его обращения и до даты выдачи направления на их получение, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не представлено.
Доводы ответчика о том, что не обеспечение инвалида средствами реабилитации в текущем 2015 году связано с недостаточностью денежных средств, выделенных Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
Суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, нормы материального права, которыми следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона, нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика в суде первой инстанции при разрешении спора, данные доводы были предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.