Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Ретенской Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.А.А. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 сентября 2015 года
по делу по иску С.А.А. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 52929 о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании бездействия по непринятию мер по обеспечению жилым помещением незаконным.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.А.А. обратился к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 52929 о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, *** от ДД.ММ.ГГ; признании права на получение жилого помещения по избранному месту жительства; возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГ; признании бездействия командира войсковой части по непринятию мер по обеспечению жилым помещением незаконным.
В обоснование исковых требований указал на то, что с ДД.ММ.ГГ был уволен со службы в вооруженных силах Российской Федерации, календарная выслуга лет к указанному времени составила 23 года. До увольнения в 1996 года истцом на имя командира войсковой части "данные изъяты" был подан рапорт о включении в списки нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства. Впоследствии С.А.А. стало известно, что соответствующие данные о нем не были переданы в департамент жилищного обеспечения Министерства обороны. Истец обратился в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением заместителя начальника ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны России *** от ДД.ММ.ГГ С.А.А. отказано в принятии на учет нуждающихся. Вместе с тем, положения ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не содержат запрета на предоставление жилых помещений гражданам, уволенным за невыполнение ими условий контракта.
В настоящее время истец проживает в ЗАТО Сибирский в квартире, предоставленной ему в период прохождения военной службы, относящейся к фонду социального использования. Желает быть обеспеченным жилым помещением в г.Белгороде.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 сентября 2015 года исковые требования С.А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит отменить постановленное решение.
В обоснование жалобы указывает на то, что действующий порядок обеспечения жилыми помещениями не предусматривает необходимость обращения в органы местного самоуправления.
До увольнения с военной службы истец обратился к руководству войсковой части с заявлением о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства.
Суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что квартира, в которой в настоящее время проживает истец, находится на территории закрытого административно-территориального образования.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, проходил военную службу в Вооруженных силах Российской федерации в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Согласно записям в личном деле членами его семьи являются: С.Н.В. (жена), С. Андрей (сын), С. Антон (сын), С. Анна (дочь) (л.д.23).
Из выписки из приказа командира войсковой части 43189 *** от ДД.ММ.ГГ следует, что майор С.А.А., начальник продовольственной службы войсковой части "данные изъяты" (контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет с ДД.ММ.ГГ) досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас за невыполнение военнослужащим условий контракта (систематическое уклонение от исполнения служебных обязанностей и нарушение регламента служебного времени (л.д.21).
Согласно приказу командира войсковой части "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** майор С.А.А. исключен из списков личного состава в/ч 52929 с ДД.ММ.ГГ.
В период прохождения службы - 04 декабря 1996 года С.А.А. подал рапорт на имя командира войсковой части 52929 с просьбой о постановке в очередь на отселение по избранному месту жительства по окончании срока службы, состав семьи: С.Н.В. (жена), С. Андрей (сын), С. Антон (сын), С. Анна (дочь).
05 июля 2006 года между администрацией ЗАТО Сибирский (наймодатель) и С.А.А. (наниматель) на основании решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГ ***-ордер заключен договор социального найма жилого помещения, состоящего из трех комнат в отдельной квартире общей площадью 61,6 кв.м, расположенной по адресу: ЗАТО Сибирский, "адрес"133.
В соответствии с п. 3 указанного договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: С.Н.В. (жена), С.А.А. (сын), С.А.А. (дочь).
ДД.ММ.ГГ истец обратился в ФГКУ "Центрального Регионального Управления Жилищного Обеспечения" МО РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (избранное место постоянного жительства - "адрес") (л.д.9).
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ С.А.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что С.А.А. не подпадает под категорию граждан, которым было предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в соответствии со ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих". Действие Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на истца не распространяется, поскольку за полтора года до его принятия последний утратил статус военнослужащего.
Судебная коллегия, с учетом доводов апелляционной жалобы, не находит оснований не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, находит их соответствующими закону.
На момент увольнения истца с военной службы действовал Закон Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 N 74 "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 N 193, а также совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.12.1980 N 1131 "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы".
Согласно п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
В силу ч. 3 ст. 48 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" для военнослужащего устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе, в том числе, имеющего воинское звание полковника или ему равное, - 50 лет; имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
Закон РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно абз. 3, 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 01.12.2008 N 225-ФЗ, от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.
В силу п. 2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 2 указанного Федерального закона граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Поскольку на момент увольнения С.А.А. с военной службы действовал Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих", вопрос о праве последнего на обеспечение жилым помещением в связи прохождением военной службы также подлежит разрешению в соответствии с положениями указанного Закона.
Из буквального толкования п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22 января 1993 года "О статусе военнослужащих" следует, что государство гарантирует предоставление жилых помещений определенным категориям граждан, уволенным с военной службы, а именно: уволенным по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, уволенным по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Истец С.А.А. к перечисленным категориям лиц не относится, на момент увольнения его возраст составлял 42 года, его увольнение произведено за невыполнение военнослужащим условий контракта, в связи с чем у суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, С.А.А. не относится к категориям лиц, перечисленных в п. 2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Поскольку у истца отсутствует само право на обеспечение жилым помещением в связи прохождением военной службы, постольку доводы апелляционной жалобы о том, что действующий порядок обеспечения жилыми помещениями не предусматривает необходимость обращения в органы местного самоуправления не принимается судебной коллегией во внимание.
Довод апелляционной жалобы о том, что квартира, в которой в настоящее время проживает истец, находится на территории закрытого административно-территориального образования, являлся предметом проверки суда первой инстанции и по мотивам, приведенным в решении, правомерно признан необоснованным.
Иных доводов, которые бы могли повлиять на законность оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца С.А.А. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 17 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.