Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Сачкова А.Н., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Р.Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации "адрес" Алтайского края на решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.
по иску Ф, Ф.О, действующих через представителя Г, В к администрации "адрес" Алтайского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, возложении обязанности по включению в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда,
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф и Ф.О действуя через представителя Г, В обратились в суд к администрации "адрес" Алтайского края, в котором просили признать незаконным решение "адрес" Алтайского края по отказу во включении истцов в списки граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилого помещения расположенного по адресу: "адрес"2 поврежденного в результате паводка и возложить обязанность включить их в данный список.
В обоснование требований указали, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ на территории Соусканихинского сельского совета "адрес" произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение. В момент паводка, а также до и после него, они проживали в принадлежащей им на праве собственности "адрес" в "адрес" Алтайского края. Право собственности истцов на домовладение возникло из договора на передачу и продажу квартир в собственность от ДД.ММ.ГГ и в порядке наследования.
На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией созданной при администрации Соусканихинского сельсовета "адрес" Алтайского края квартира, в которой проживают истцы, имеет повреждения в виде трещин в фундаменте, намокании стен, квартира признана требующей проведения капитального ремонта.
Обратившись в "адрес" с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, истцы получили отказ с указанием в качестве причины отказа- отсутствие права собственности на требующее капитального ремонта домовладение.
С данным отказом истцы не согласны, поскольку на момент паводка являлись собственниками пострадавшей квартиры на основании договора на передачу жилья в собственность, а Ф.О. также и в порядке наследования после смерти сына- Ф.В.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Ф, Ф.О. удовлетворены.
Признано незаконным решение "адрес" Алтайского края по отказу во включении Ф, Ф.О. в список граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
На "адрес" Алтайского края возложена обязанность включить Ф, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца "адрес" Алтайского края, Ф.О., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженку "адрес" Алтайского края, проживающих по "адрес"2 в "адрес" Алтайского края в список граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Судом признано право Ф на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"2 в "адрес" Алтайского края пропорционально принадлежащей ему ? доле в праве на жилое помещение.
Судом признано право Ф.О. на социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес"2 в "адрес" Алтайского края пропорционально принадлежащей ей 2/4 долей в праве на жилое помещение.
В удовлетворении исковых требований В отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик администрация "адрес" Алтайского края просит решение суда отменить, указав на то, что судом не учтено отсутствие подписи Ф В договоре от ДД.ММ.ГГ. На момент заключения договора действовал Гражданский кодекс РСФСР. Согласно ст. 44 ГК РСФСР, а также ст. 46 ГК РСФСР исполнительный комитет администрации Соусканихинского сельсовета не имел право проводить регистрацию данного договора. На основании изложенного сделка по передачи в собственность Ф Квартиры *** расположенной в жилом "адрес" в "адрес" АК является недействительной. В соответствии с порядком предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории АК от ДД.ММ.ГГ ***, право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности определенным условиям, в том числе являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений как на день объявления режима чрезвычайной ситуации так и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты. Согласно абз.2 п.1 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Свидетельством о государственной регистрации права истцы не обладают. Поскольку право истцов не подтверждено, отсутствуют основания для включения их в список.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов - Г просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГ ***-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления ДД.ММ.ГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 Правил в качестве условия предоставления субъекту Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее Порядок).
Пунктом 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, определено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются, в том числе несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка (подпункт а).
Из системного толкования приведенных норм следует, что для включения в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края необходимо наличие следующих условий: указанные граждане являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации; они проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам; они не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания; или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в связи с подтоплением жилых домов на территории "адрес" Алтайского края, постановлением администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***а на территории "адрес" Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно спискам улиц и домов населенных пунктов "адрес" попавших в зону подтопления в период дождевого паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, данная квартира включена в указанный список.
Согласно акту обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в "адрес" в "адрес" Алтайского края имеются трещины по фундаменту, намокли стены, необходимо проведение капитального ремонта.
Согласно уведомлению главы администрации "адрес" Алтайского края Д. от ДД.ММ.ГГ истцам отказано во включении в списки граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, поскольку они не соответствуют совокупности необходимых условий, а именно у них отсутствует право собственности на пострадавшее жилое помещение, представленный ими договор приватизации не закрепляет право собственности за истцами.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов Ф.О., Ф, поскольку они являлись собственниками спорного жилого помещения поврежденного в результате паводка, учитывая, что данное жилое помещение, поврежденное в результате паводка, для истцов является единственным, включил их в список граждан получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта имущества. При этом отказывая в удовлетворении иска В суд пришел к выводу, что у нее имеется на праве собственности другое жилое помещение пригодное для проживания.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, как основанном на законе и подтвержденным материалами дела.
В соответствии со ст. 7 Закона (в ред. Закона РФ от ДД.ММ.ГГ ***) "О приватизации жилищного фонда в РФ", передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Таким образом, право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Как следует из материалов дела, в спорном жилом помещении состояли на регистрационном учете и проживали Ф, Ф.О., Ф.А., Ф.В., Ф.Е., Ф.Е.
На основании договора на передачу и продажу квартир в собственность от ДД.ММ.ГГ заключенного с Ф в его собственность была передана квартира, площадью 57 кв.м в "адрес" Алтайского края. В договоре указано количество членов семьи - шесть человек. Подписи Ф в договоре не имеется.
Согласно штампу на указанном договоре, регистрация его произведена ДД.ММ.ГГ в Администрации Соусканихинского сельсовета "адрес" Алтайского края.
Из решения комиссии по приватизации администрации "адрес" Алтайского края, следует, что комиссией принято решение о передаче в собственность Ф, Ф.О., Ф.А., Ф.В., Ф.Е., Ф.Е. квартиры площадью 57 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" Алтайского края.
Отсутствие подписи Ф на экземпляре договора не свидетельствуют об отсутствии права собственности у истцов, поскольку для оформления договора ему необходимо было представление пакета документов, на заключение данного договора, в том числе заявления на приватизацию, без которых данный договор не был бы оформлен и не произведена последующая его регистрация.
Ф принял меры для регистрации договора приватизации в установленном законом порядке, следовательно, с момента регистрации возникло право собственности на жилое помещение.
При установленных обстоятельствах оснований для признания сделки по передаче в собственность спорного жилого помещения недействительной, не имеется.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Кроме того, доводы жалобы в целом повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, указывая на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации "адрес" Алтайского края на решение Красногорского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.