Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 сентября 2015г.
по делу по иску Анашкиной Н.А., Анашкина Н.П., Анашкина В.Н., Мельник О.Н., действующей в своих интересах и в интересах Ожерельева А.А., к МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" и Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки,
заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Анашкина Н.А., Анашкин Н.П., Анашкин В.Н., . (после регистрации брака ДД.ММ.ГГ- Мельник) О.Н., Ожерельев А.А. состоят на регистрационном учете и фактически проживает в жилом доме по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ соответственно, что подтверждено копией домовой книги.
Указанный жилой дом является самовольной постройкой, о чем свидетельствует технический паспорт на данный дом. Установлен год постройки - 1970, что следует из справки *** о технических характеристиках объекта учета, выданной ДД.ММ.ГГ филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ".
Жилой дом (лит.А) расположен на неотведенном земельном участке по "адрес". К дому примыкает холодный пристрой (лит.а). На участке расположены: сараи (лит.Г, Г1, Г2, Г4, Г6, Г9, Г10), навес (лит.Г3), гараж (лит.Г5), баня (лит.Г7), предбанник (лит.Г8), уборная (лит.Г11), погреб (лит.Г12), выгребная яма (лит.Г13).
Из плана земельного участка, имеющегося в техническом паспорте по состоянию на ДД.ММ.ГГ, следует, что земельный участок имеет площадь 1081,7 кв.м.
Анашкина Н.А., Анашкин Н.П., Анашкин В.Н., Мельник О.Н., действующая в своих интересах и в интересах Ожерельева А.А., обратились в суд с иском к МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" и администрации города Бийска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки.
В обоснование исковых требований указывали, что ДД.ММ.ГГ они обратились в МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки, расположенной по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГ им отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что самовольная постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан, а предоставление земельного участка противоречит градостроительному законодательству, поскольку он располагается в зоне, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия последствий (О5).
С принятым решением не согласны, так как действующим законодательством не предусмотрены такие основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Ответчик, отказывая в предоставлении земельного участка, не указал конкретные правовые нормы. Запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления, где существует угроза жизни и здоровью граждан, а также угроза разрушения зданий и сооружений.
Они проживают в "адрес" с ДД.ММ.ГГ по настоящее время земельный участок затапливался паводковыми водами только два раза. Исходя из Генерального плана городского округа муниципального образования город Бийск, земельный участок, испрашиваемый ими, расположен в зоне подтопления 1% паводковыми водами, а не в зоне затопления. Тогда как ст.67 Водного кодекса РФ предусматривает запрет на строительство на территориях, подверженных затоплению.
Самовольная постройка расположена на земельном участке, площадью 1065 кв.м., ему присвоен кадастровый ***, принадлежит к категории земель населенных пунктов с основным видом разрешенного использования для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Согласно сообщению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю по состоянию на ДД.ММ.ГГ для внесения в государственный кадастр недвижимости не поступали сведения о зонах с особыми условиями использования, а именно: о зонах, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не может являться ограниченным в использовании.
Кроме того, техническим заключением *** от ДД.ММ.ГГ подтверждено, что самовольная постройка соответствует строительным нормам и правилам, не создает угрозы для жизни и здоровья людей.
Поскольку действия ответчиков нарушают их права и законные интересы, просили признать незаконным отказ ответчика в предоставлении земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки *** от ДД.ММ.ГГ. Возложить на администрацию города Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства обязанность согласовать проект постановления "О предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес"". Обязать администрацию города Бийска в лице отдела архитектуры и градостроительства рассмотреть вопрос о согласовании проекта постановления о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". Обязать МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" предоставить им в собственность земельный участок по адресу: "адрес", для сохранения самовольной постройки.
Ответчики - представитель администрации города Бийска и представитель МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" исковые требования не признали, ссылаясь на то, что в городе Бийске с ДД.ММ.ГГ действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденные решением Думы города Бийска ***. Согласно п.46 данных Правил в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", установлены ограничения использования объектов недвижимости на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера- О5, в которой размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Жилой дом, в котором проживают истцы, является самовольной постройкой. Нахождение на земельном участке объекта самовольного строительства, право на которое не зарегистрировано в установленном порядке, не порождает у администрации города Бийска обязанности согласовать с лицом, осуществившим самовольную постройку, границы зонирования территорий, учитывать интересы этого лица при проведении такой работы.
Поскольку образование спорного земельного участка с целью последующего его оформления в собственность нарушило бы положения земельного и градостроительного законодательства, что не допустимо, предоставление земельного участка по "адрес" истцам не представляется возможным.
Кроме того, Генеральным планом городского округа город Бийск предусмотрено, что земельный участок по указанному адресу расположен в зоне затопления.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 22 сентября 2015г. признан незаконным отказ МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" в предоставлении Анашкиной Н.А., Анашкину Н.П., Анашкину В.Н., Мельник О.Н., действующей в своих интересах и в интересах Ожерельева А.А., земельного участка в собственность для сохранения самовольной постройки от ДД.ММ.ГГ ***.
Обязана администрация города Бийска рассмотреть вопрос о согласовании проекта постановления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", в собственность Анашкиной Н.А., Анашкина Н.П., Анашкина В.Н., Мельник О.Н., Ожерельева А.А..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, с апелляционной жалобой обратился ответчик администрация г.Бийска.
Просил об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска.
В качестве оснований к отмене решения указывает на несогласие с выводом суда о том, что отказ в утверждении схемы расположения названного земельного участка по причине его нахождения в зоне О-5 не основан на законе и нарушает права истца. Ссылается на то, что требования ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации об отсутствии угрозы для жизни и здоровья граждан, обязательно как для самовольной постройки, так и для земельного участка, на котором она расположена. Более того, Генеральным планом городского округа г.Бийск, утвержденным решением Думы г.Бийска предусмотрено, что спорный земельный участок относится к зоне затопления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ст. 327.1 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных строительных ном и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, при условии, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу п. 2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии п.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п.2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п.п. 6, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.
Согласно ч.4 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пп. 3.1 п. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 2 Порядка предоставления гражданам земельных участков для сохранения самовольной постройки в соответствии с законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", утвержденным постановлением Администрации города Бийска от 22.10.2010 N 2747.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы фактически проживают в жилом доме по "адрес", являющемся самовольной постройкой, возведенной в 1970 году на земельном участке, площадью 1081,7 кв.м., который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.
Согласно техническому заключению ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" техническое состояние строительных конструкций жилого дома работоспособное, угрозы для жизни и здоровья людей не выявлено, жилой дом пригоден для дальнейшей эксплуатации.
С целью получения земельного участка, расположенного по "адрес", в собственность бесплатно для сохранения самовольной постройки - жилого дома, находящегося по указанному адресу, истцы обратилась в МБУ "Управление "Единое окно" администрации г. Бийска" с заявлением о предоставлении земельного участка, предоставив необходимые для этого документы.
ДД.ММ.ГГ истцам в предоставлении земельного участка в собственность отказано.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что отказ администрации г. Бийска в предоставлении земельного участка истцу в собственность, ссылаясь на ограничение его в обороте в связи с нахождением в зоне подтопления (О5), не основан на законе и нарушает права истца.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Частью 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте.
Земельные участки, находящиеся в зоне подтопления, в данном перечне не указаны.
В силу ч. 2 и ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. N360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления. Согласно п.п. 3 и 5 данных Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органов исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с ФЗ "О землеустройстве". Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Правилами землепользования и застройки, утвержденным решением Думы г. Бийска от 17.02.2012 г. N 803, подтверждается, что спорный земельный участок расположен в жилой зоне, подзоне ЖЗ-3 для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из одно-двухквартирых, одно-двух-трехэтажных домов усадебного типа, а также для индивидуального строительства в населенных пунктах, и в зоне подтопления О-5 (ограничения использования объектов недвижимости на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Вместе с тем, сведений о том, что в г. Бийске определены в установленном законом порядке границы зон затопления, подтопления, материалы дела не содержат, на данные обстоятельства не ссылался и представитель администрации г. Бийска.
В соответствии с п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Таким образом, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления.
Так как доказательств нахождения спорного земельного участка в зоне затопления, ответчиком суду не представлено, то данный запрет не распространяется на спорный земельный участок.
Поскольку основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка указано только на расположение спорного земельного участка в зоне подтопления, то исходя из установленных обстоятельств, судом обоснованно признан данный отказ незаконным.
Исходя из положений ст. 67 и ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что запрет установлен только на строительство новых зданий и сооружений, расположенных в зонах возможного подтопления, тогда как спорный жилой дом был возведен в ДД.ММ.ГГ, расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами и ограничений по данному объекту установлено не было.
Как верно указано судом первой инстанции Правилами землепользования и застройки, утвержденным решением Думы города Бийска от 17 февраля 2012 года N 803, подтверждается, что земельный участок по "адрес" расположен в зоне О-5 (ограничения использования объектов недвижимости на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
При этом, как следует из Генерального плана городского округа - город Бийск Алтайского края, утвержденного решением Думы города Бийска от 21 декабря 2012 года N 576 (пункты 8.4.1, 9.2), а также из фрагмента схемы к данному Генеральному плану, спорный земельный участок расположен на территории, подверженной к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера, а именно: земельный участок частично находится в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что Генеральным планом городского округа г.Бийск, утвержденным решением Думы г.Бийска предусмотрено, что спорный земельный участок относится к зоне затопления не принимаются судебной коллегией, как не подтвержденные доказательствами.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к повторению правовой позиции ответчика, изложенной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона, на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации г.Бийска Алтайского края оставить без удовлетворения, решение Бийского городского суда Алтайского края от 22 сентября 2015г. без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.