Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Кузнецова В. И. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 22 сентября 2015г. по делу
по иску Кузнецова В. И. к администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, включении в указанный список.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.И., обратившись в суд с иском, в обоснование своих требований указывал, что он проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме, расположенном в "адрес".
В результате паводка на территории Соусканихинского сельского совета Красногорского района с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ указанный жилой дом оказался в зоне подтопления.
При обследовании жилого дома межведомственной комиссией, созданной при администрации Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края было установлено, что дом, в котором проживает истец, имеет повреждения в виде разрушений в фундаменте. Дом признан требующим проведения капитального ремонта.
Однако на свое обращение в Администрацию Красногорского района о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, истец получил отказ, обоснованный наличием у него в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения.
С данным отказом истец не согласен, поскольку жилой "адрес", расположенный по "адрес" в собственность истца перешел в порядке наследования после смерти матери истца Кузнецовой А.М., умершей ДД.ММ.ГГ. Право собственности истца на указанный жилой дом зарегистрировано, но при этом фактическим домом владеет внучка наследодателя Кузнецовой А.М. - Недрова Т.В., которая проживает в указанном доме со своей семьей. Единственным жилым помещением истца является дом, расположенный по "адрес", дом нуждается в проведении капитального ремонта.
В этой связи истец просил признать незаконным решение Администрации Красногорского района Алтайского края об отказе во включении его в списки граждан - получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, и включить истца в указанный список.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 22 сентября 2015г. в иске Кузнецову В.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что при разрешении спора суд необоснованно принял во внимание формальную регистрацию за истцом права собственности на иное жилое помещение ( "адрес"). Данным домом он не пользуется, и пользоваться возможности не имеет, поскольку площадь этого жилого дома не позволяет его использовать истцу вместе с семьей Недровой Т.В. Фактически истец проживает по "адрес", где и зарегистрирован по месту жительства. Названный дом и является единственным жильем истца. Настаивает на том, что Федеральный закон "О чрезвычайном положении" гарантирует истцу, как собственнику пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого дома, право на получение оспариваемой субсидии.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Об отложении судебного разбирательства не просил, о наличии уважительных причин неявки не сообщал. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав истца, настаивавшего на отмене решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствие частью 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом в силу части 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, постановлением Администрации Алтайского края от 29 мая 2014 года N254 с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края от 30 мая 2014 года N 293а на территории Красногорского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что жилой дом по "адрес" включен в список подтопленных улиц и домов на территории муниципального образования Соусканихинский сельсовет Красногорского района Алтайского края, в период дождевого паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
Кузнецова В.И. на момент паводка состоял на регистрационном учете по месту жительства по "адрес".
Согласно акту обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, составленному межведомственной комиссией Администрации Соусканихинского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. в "адрес", Алтайского края имеются трещины по фундаменту, дом признан требующим проведения капитального ремонта.
Губернатором Алтайского края ДД.ММ.ГГ. утвержден список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае-июне 2014года на территории Алтайского края и требуют капитального ремонта. По Красногорскому району Алтайского края в указанный список был включен истец Кузнецов В.И.
Однако из уведомления главы Администрации Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ. следует, что Администрация Красногорского района Алтайского края приняла решение не включать истца в списки граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, поскольку в собственности Кузнецова В.И. имеется иное пригодное для проживания жилое помещение, расположенное в "адрес"
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним истцу на праве собственности принадлежат:
- жилой "адрес".
- жилой "адрес".
Вопреки доводам жалобы, оценив установленные обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу о законности отказа во включении истца в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015 г. N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края ( далее Порядок).
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Орган местного самоуправления принимает от граждан указанные заявления, документы и в течение 10 дней с даты их получения принимает решение о включении или об отказе во включении собственника(ов) в список по форме, установленной уполномоченным органом.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Размер социальной выплаты определяется как произведение площади поврежденного жилищного фонда в полных квадратных метрах и стоимости капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда.
Стоимость капитального ремонта одного квадратного метра поврежденного жилищного фонда составляет "данные изъяты" тыс. рублей.
При этом в силу п. 9 Порядка основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты являются:
а) несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка;
б) представление неполного пакета документов и (или) заведомо недостоверных сведений.
Таким образом, наличие в собственности у истца иного, кроме поврежденного в результате паводка, жилого помещения, является безусловным основанием для отказа во включении его в оспариваемые списки на получение субсидии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в принадлежащем истцу на праве собственности жилом помещении "адрес" проживают иные лица (его родственники) не имеет в данном случае правового значения.
В соответствие с частью 1 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В этой связи истец, как собственник, обладает правом пользования (проживания) жилым домом N "адрес" "адрес" Алтайского края, доказательств того, что названный дом в результате чрезвычайной ситуации так же пострадал, в материалах дела нет, а следовательно, пострадавший в результате паводка жилой "адрес" Алтайского края не является единственным жильем для истца.
Поскольку наличие в собственности иного жилого помещения прямо отнесено законом к числу оснований для отказа в праве на оспариваемую субсидию, иные доводы апелляционной жалобы правового значения для разрешения спора не имеют.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Кузнецова В. И. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 22 сентября 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.