Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Маркина В. Ю. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2015г. по делу
по иску Маркина В. Ю. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Выслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛ:
Маркин В.Ю. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в границах муниципального образования г.Барнаула Алтайского края общей площадью не менее 33 кв.м жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец Маркин В.Ю. указал, что является лицом, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГ решением Тогульского районного суда Алтайского края родители истца (Маркин Ю.В., Маркина И.А.) лишены родительских прав. До совершеннолетия истец находился под опекой Маркиной Н.Н. В настоящее время истец проживает и зарегистрирован по месту жительства в "адрес". Постановлением администрации Тогульского района Алтайского края от 03.11.2011г. истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилья. Сведения об истце были внесены в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края формирует и ведет указанный Список. В данном Списке по состоянию на 28.05.2013г. истец значился под ***. До настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2015г., с учетом определения указанного суда от 14 октября 2015 года об исправлении описки, на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу предоставить Маркину В. Ю. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 33 кв.м. в границах муниципального образования г.Барнаул Алтайского края.
С Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в пользу Маркина В. Ю. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты"
В апелляционной жалобе истец просит решение районного суда в части установления срока для исполнения решения суда отменить.
В обоснование жалобы истец указал, что в указанной части решение суда является считает незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Считает, что установление срока исполнения решения суда в течении шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу нарушает права истца. Основания для установления срока исполнения решения суда должны носить исключительный характер. Все необходимые мероприятия (выделение денежных средств, покупка жилого помещения и пр.) ответчик имел возможность осуществить до обращения истца в суд.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Паплинский А.С. просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя истца Паплинского А.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Маркин В. Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Тогульского районного суда Алтайского края от 12.04.2006г. Маркин Ю. В. и Маркина И. А. лишены родительских прав в отношении Маркина В. Ю., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Постановлением Администрации Тогульского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ. Маркин В.Ю. поставлен на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.
У Маркина В.Ю. отсутствует жилье на праве собственности, социального найма, что подтверждается данными Управления Росреестра по Алтайскому краю, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно информации Управления жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ сведения об истце внесены в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилыми помещениями. Номер в списке ***.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Разрешая спор, исходя из того, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, включен в список подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, однако жильем не обеспечен, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку решение суда обжалуется только в части срока исполнения решения суда, то исходя из положений части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также принципов состязательности и диспозитивности гражданского процесса, решение суда подлежит проверке в апелляционном порядке в обжалуемой части.
Разрешая доводы жалобы истца о несогласии с предоставленным судом сроком исполнения решения суда, в котором срок исполнения возложенной обязанности на ответчика определен не позднее шести месяцев с даты вступления в законную силу судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 января 2013 года утратил силу, а статья 8 Федерального закона N159-ФЗ изложена в новой редакции.
В соответствии с абз.1, 3 п.1, п.п.3, 7, 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как и другие нормы указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Положения, содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о том, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не устанавливает положения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующей категории граждан в соответствии с какой-либо очередностью.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, свидетельствует лишь о наличии предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из анализа положений Федерального закона N159-ФЗ, Закона Алтайского края от 31.12.2004 N72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае", Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от очередности, наличия достаточного финансирования необходимых для этого мероприятий, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования.
При таких обстоятельствах, указание в решении суда на необходимость установления ответчику срока для исполнения решения суда - не позднее шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, подлежит исключению из резолютивной части решения суда.
При этом судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца, с учетом ее просительной части, содержащей требование об отмене решения суда.
Согласно части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Маркина В. Ю. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 21 августа 2015г. оставить без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда указание об исполнении решения суда "в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.