Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Захаровой В. Н. - Найденовой Н. Н.
на решение Бийского городского суда Алтайского края от 28 сентября 2015 года
по иску Захаровой В. Н. к Администрации города Бийска, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите населения, Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В.,
УСТАНОВИЛА:
Захаров П.А. и Захарова В.Н. на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГ являются собственниками ? доли жилого дома, расположенного в "адрес", с 2006 года зарегистрированы по указанному адресу по месту жительства.
Право собственности на вторую ? долю жилого дома принадлежит Селезневой Н.И.
Жилой дом по адресу: "адрес", в период весенне-летнего паводка 2014 года находился в зоне затопления и был включен в список жилых домов, попавших в зону подтопления.
Заключением комиссии по результатам обследования поврежденного индивидуального дома по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГ установлена необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома (акт *** от ДД.ММ.ГГ).
ДД.ММ.ГГ Захарова В.Н. и Захаров П.А. обратились в Администрацию города Бийска с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
В письменном сообщении от ДД.ММ.ГГ ***/Пав/01-18 Администрация города Бийска указала на отсутствие у Захаровой В.Н. и Захарова П.А. права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого "адрес" в "адрес" в связи с наличием у заявителей в собственности иного помещения по адресу: "адрес".
Захарова В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Бийска, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите населения, Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушающим их права, так как "адрес" в "адрес" также пострадала от наводнения. В указанной квартире они не проживают, постоянным местом их жительства является "адрес" в "адрес".
Просила признать незаконным отказ Администрации города Бийска во включении Захаровых В.Н. и П.А. в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес"; признать их право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения; обязать Администрацию города Бийска, Главное управление строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края включить Захарову В.Н. и Захарова П.А. в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес"; обязать Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите населения, Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району произвести социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого дома.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Захаровой В.Н. - Найденова Н.Н. просит решение суда отменить принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения ссылается на то, что многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" также попал в зону затопления, в результате которого подвал и первые этажи жилого дома были полностью затоплены, в силу чего проживание в принадлежащей им квартире, расположенной на 5 этаже жилого дома было невозможным, так как все коммуникации, водо и газоснабжение, а также сантехнические сооружения, находящиеся в общей долевой собственности не функционировали на период паводка. Учитывая, что многоквартирный жилой дом является общей долевой собственностью жильцов, с выводом суда о том, что принадлежащее истцам жилое помещение в указанном доме не было повреждено в результате паводка, не согласна.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация города Бийска Алтайского края, Главтрудзащита просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие по делу, не явились, извещены надлежаще.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы соответствии с п. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч.2 ст.18 Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, которые устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - мероприятия, трансферты).
Согласно подпункту "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда постановлением Администрации Алтайского края N234 от 17 июня 2015 года утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края".
В соответствии с п. 4 названного Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом (подпункты "а" - "д" п.7 Порядка).
Органы местного самоуправления принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
Уполномоченный орган, которым является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, формирует сводный список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, согласовывает его с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; готовит проект соглашения о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (подпункты "а", "б" п. 13 Порядка).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, пришел к выводу о том, что Захаровы права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес" не имеют, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите населения, Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району не являются надлежащими ответчиками по делу, прав и законных интересов Захаровой В.Н. и Захарова П.А. не нарушали.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела и доводы апелляционной жалобы, с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Как следует из материалов дела на момент паводка Захарова В.Н. и Захаров П.А. являлись собственниками ? доли жилого дома по адресу: "адрес" и "адрес" в "адрес".
Квартира Захаровых находится на 5 этаже многоквартирного жилого дома, в результате паводка не была повреждена, что подтверждается актом обследования, непригодной для проживания в установленном порядке не признана.
Таким образом, необходимая совокупность условий, установленная постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ для оказания мер социальной поддержки гражданам, отсутствует, что исключает предоставление социальной выплаты Захаровым на проведение капитального ремонта жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный жилой дом по "адрес" в "адрес" также попал в зону затопления и проживание в квартире на период паводка было невозможно по причине нефункционирования общедомовых коммуникаций, подлежат отклонению, так как законодатель связывает предоставление мер социальной поддержки с отсутствием у граждан иного жилого помещения пригодного для постоянного проживания, а не только в период паводка. Такая поддержка направлена на восстановление конституционного права граждан на жилище, установленного ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Поскольку Захаровы имеют в собственности второе жилое помещение, пригодное для проживания, их право на жилище не может считаться нарушенным в результате паводка. Отказ Администрации города Бийска во включении Захаровых в список на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес" является правомерным.
При этом судебная коллегия учитывает, что исковое заявление, поданное от имени Захаровой В.Н. и Захарова П.А., подписано только представителем Захаровой В.Н., которая полномочий на подписание иска от имени Захарова П.А. не имеет. С самостоятельным иском в суд Захаров П.А. также не обращался, поддержав в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении Захаровой В.Н. В связи с чем, процессуальное положение Захарова П.А. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации определено как третье лицо на стороне истца.
Учитывая, что допущенное судом процессуальное нарушение в части определения процессуального статуса Захарова П.А., не является существенным, на законность принятого решения не влияет, а иных предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, апелляционная жалоба представителя Захаровой В.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Захаровой В. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.