Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 16 сентября 2015г. по делу
по иску Кулыгиной А. ИвА. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о включении периодов трудовой деятельности в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Предъявив указанные исковые требовании, Кулыгина А.И. в их обоснование указывала, что ДД.ММ.ГГ она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой женщинам по достижении 50 лет, так как она имела необходимый общий трудовой стаж и стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда.
Однако, ответчик отказал истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитав в специальный трудовой стаж период работы Кулыгиной А.И. с 12.06.1983г. по 21.11.1986г. (3 года 9 месяцев 9 дней) в качестве дробильщика в цехе в Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции, указав, что документально не подтверждена постоянная занятость в технологическом процессе полевых геологоразведочных работ, отсутствием доказательств выплат истцу полевого довольствия.
Настаивая, что указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж по Списку N 2 раздела II "Геологоразведочные работы" пункта "а", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, истица просила включить период работы с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. в качестве дробильщика в цехе в Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и признать за ней право на назначение такой пенсии.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. исковые требования удовлетворены.
Постановлено включить в специальный стаж работы Кулыгиной А. ИвА., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности дробильщика пород (проб) в Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции.
За Кулыгиной А. ИвА.й признано право на назначение пенсии по старости, на льготных условиях в соответствии с пунктом 2 части 1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400 -ФЗ от 28.12.2013 года.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе в пользу Кулыгиной А. ИвА. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины взыскано 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материально права, недоказанность установленных судом обстоятельств. По мнению ответчика обязательным условием назначения оспариваемой истцом песни является доказанность выполнения истицей в спорный период геологоразведочных, поисковых, топографических, геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ в полевых условиях в составе экспедиции, партии, отряда, бригады или на участке. Однако документальных доказательств таким обстоятельствам истицей не представлено. Обращает внимание судебной коллеги на то, что в спорный период полевое довольствие истице не выплачивалось, а начисления заработной платы производились химлабораторией предприятия как "рабочей".
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявки не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно действующего с 01.01.2015г. Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (далее ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст.8).
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статья 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета М. С. от 26.01.1991 N 10.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ Кулыгина А.И. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г.Бийске и Бийском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Ее возраст на дату обращения с заявлением составлял "данные изъяты" года.
Решением ГУ - УПФ РФ в г.Бийске и Бийском районе от ДД.ММ.ГГ *** истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. При этом в названном решении указано, что не засчитываются в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. в качестве дробильщика пород в дробильном цехе в Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции, так как согласно акту документарной проверки "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ истец выполняла работы не в местах непосредственного проведения геологоразведочных работ, а на базе расположения экспедиции, полевое довольствие ей не выплачивалось, а кроме того документально не подтверждена постоянная занятость в технологическом процессе полевых геологоразведочных работ.
Между тем, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о необоснованном исключении ответчиком спорного периода из специального трудового стажа истцы, с чем судебная коллегия соглашается.
Поскольку истцом заявлены для включения в трудовой стаж периоды работы 1983-1983 годов, при разрешении данного спора надлежит руководствоваться Списком N 2 от 1956 года.
Подразделом "а" раздела II "Геологоразведочные работы (поверхностные)" (Геологические, съемочные, поисковые, геологоразведочные, аэрогеологические, гидрогеологические и геофизические; каротажные партии, экспедиции, полевые базы, отряды, гидрогеологические станции) Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", предусмотрены "дробильщики пород".
В трудовой книжке истца имеются записи о том, что она была принята в Горно-Алтайскую геологоразведочную экспедицию ДД.ММ.ГГ на работу дробильщицей 2 разряда, на основании приказа ***-к от ДД.ММ.ГГ. ДД.ММ.ГГ была уволена по собственному желанию по ст.31 КЗоТ РСФСР, на основании приказа ***-к от ДД.ММ.ГГ.
Из справки *** от ДД.ММ.ГГ уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающая постоянную занятость на льготной пенсии выданной ОАО "Горно-Алтайская экспедиция" следует, что Кулыгина А.И. действительно работала в Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции в дробильном цехе непосредственно на работах с тяжелыми условиями труда с полным рабочим днем в качестве дробильщика пород 3 разряда с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком *** Разделом II "Геологоразведочные работы" пункт "а", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. N 1173, составляет 3 года 5 месяцев 10 дней. Справка дана на основании приказов по Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции за 1983-1986 гг., расчетно-платежных ведомостей по выплате заработной платы за 1983-1986 гг., личной карточки Т-2, должностной инструкции, схемы обработки геологических проб.
Горно-Алтайская геологоразведочная экспедиции переименована в Горно-Алтайскую поисково-съемочную экспедицию с ДД.ММ.ГГ, Горно-Алтайская поисково-съемочная экспедиция переименована в ФГУП "Горно-Алтайская поисково-съемочная экспедиция" с ДД.ММ.ГГ, затем с ДД.ММ.ГГ переименована в ОАО "Горно-Алтайская экспедиция". Таким образом, ОАО "Горно-Алтайская экспедиция" является правопреемником Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции и вправе выдавать справки уточняющий особый характер работы.
Указанные в справке обстоятельства работы истца в Горно-Алтайской геологоразведочной экспедиции подтверждаются представленными суду приказами ОАО "Горно-Алтайская экспедиция" за 1983-1986 гг., личной карточкой Т-2, расчетно-платежными ведомостями по выплате заработной платы за 1983-1986 гг., должностной инструкцией дробильщика, схемой обработки геологических проб.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что работа истца в спорный период подпадает под действие Подраздела "а" раздела II Списка N2 1956г. с чем судебная коллегия соглашается, поскольку из представленных доказательств следует, что истица работала именно в качестве дробильщика пород, при этом ее работа протекала в геологоразведочной экспедиции.
В то же время ответчик, оспаривая установленные судом обстоятельства, доказательств этому не приводит.
Ссылка ответчика на отсутствие сведений о начислении и выплате истцу в оспариваемый период полевого довольствия при установленных обстоятельствах не является доказательством выполнения истцом иных работ (не относящихся к геологоразведочным и не в экспедиции).
Так же несостоятельно указание ответчика на то, что начисления заработной платы производились химлабораторией предприятия как "рабочей". Из Списка N2 1956г. следует, что все перечисленные в Подраздела "а" раздела II должности поименованы как "рабочие", а из представленных копий приказов о приеме на работу истицы и ее увольнении следует, что она осуществляла на данном предприятии работу именно в качестве дробильщика пород. В этой связи оснований для вывода о том, что работа истицы не может быть расценена, как дающая ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по заявленному основанию, судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы жалобы приводились ответчиком и в ходе разбирательства в суде первой инстанции, получили мотивированную оценку в обжалуемом решении, с которой судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 16 сентября 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.