Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации Алтайского края на решение Бийского районного суда Алтайского края от 01 октября 2015 года по делу
по иску Конобейской Р. А. к администрации Бийского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Конобейская Р.А. обратилась в суд с иском к администрации Бийского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, с учетом уточненных исковых требований просила признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданином Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГ является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". На момент возникновения чрезвычайной ситуации фактически проживала в спорном доме, который являлся единственным и постоянным местом жительства. Других жилых помещений в собственности не имеется.
В результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 на территории Алтайского края, "адрес" в "адрес" Алтайского края находилась в подтопляемой зоне. Межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края спорный дом признан непригодным для проживания. Согласно выводам независимой строительно-технической экспертизы, проведенной ООО "Специализированная фирма "Росэксперт", спорный дом признан аварийным, так как присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью, находящихся в нем граждан в результате обрушения чердачного перекрытия.
ДД.ММ.ГГ от администрации Бийского района Алтайского края поступил отказ во включении в список на получение государственного жилищного сертификата.
Поскольку вследствие произошедшего наводнения истица лишилась жилого помещения, являвшегося для нее единственным и постоянным местом жительства, а в выдаче государственного жилищного сертификата ей отказано, обратились в суд с указанными выше требованиями.
Решением Бийского районного суд Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск Конобейской Р.А. к администрации Бийского района Алтайского края, Администрации Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, как гражданину Российской Федерации, лишившемуся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года удовлетворен.
Признано за Конобейской Р.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданином Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации (наводнения), вызванной весенне-летним паводком, имевшим место в Алтайском крае в мае-июне 2014 года.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Алтайского края просит решение суда в части удовлетворения требования к Администрации Алтайского края отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требования Конобейской Р.А. к Администрации Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование доводов указано, что порядок подготовки документов на получение государственных жилищных сертификатов регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N982 "Об утверждении порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
В целях реализации указанного Постановления Правительства Российской Федерации, Администрацией Алтайского края принято постановление от 15.04.2009 N158, согласно которому уполномоченным государственным органом исполнительной власти по работе с государственными жилищными сертификатами является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, которым и формируются списки граждан, лишившихся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий. При этом реестр и списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.
Администрация Алтайского края непосредственно в правоотношениях по формированию сводного реестра жилых домов, признанных непригодными для проживания, списка граждан на получение государственного жилищного сертификата, а также выдаче гражданам, включенным в данный список, государственных жилищных сертификатов не участвует, соответственно, участником спорных правоотношений не является.
В решение суда отсутствует вывод о том, что Администрация является надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу.
В письменном отзыве Администрация Бийского района Алтайского края апелляционную жалобу Администрации Алтайского края поддержала, указав, что именно Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является управомоченным органом по работе с государственными жилищными сертификатами.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Алтайского края Бакушина Е.В. на доводах жалобы настаивала.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с вышеуказанной нормой закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 07.06.1995 принято Постановление N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение указанного Постановления, 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок).
В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (п. 2 Порядка).
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3 Порядка).
По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 29.05.2014 на территории Бийского района Алтайского края сложилась чрезвычайная ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
04.06.2014 администрацией Алтайского края принято постановление N264 "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края".
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", ***, с ДД.ММ.ГГ принадлежит на праве собственности истице Конобейской Р.А. (л.д.15, т. 1).
Во время чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, указанный дом был затоплен.
Согласно акту обследования спорного дома от ДД.ММ.ГГ несущие конструкции жилого дома имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций жилого дома в целом. Имеются общие деформации, разрушение штукатурного слоя, волосяные трещины, полы дощатые, разбухли, покоробились, увлажнены. Провисание перекрытия. Оконные блоки имеют перекосы.
ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией администрации Бийского района Алтайского края по использованию жилого и нежилого фонда и техническому обследованию зданий и сооружений вынесено письменное заключение за N46 о признании указанного жилого дома непригодным для проживания.
Согласно сведениям, представленным группой адресно-справочной работы отдела УФМС России по Алтайскому краю в г.Бийске, Конобейская Р.А. зарегистрирована в спорном доме с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время (л.д. 46, т. 1).
Решением жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Конобейская Р.А. была включена в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года. ДД.ММ.ГГ в администрацию Бийского района поступило уведомление от Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с отказом во включении Конобейской Р.А. в список на получение государственного жилищного сертификата с указанием следующей причины: в акте обследования помещения, составленном ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией администрации Бийского района, а также в заключении о признании жилого дома непригодным для проживания *** от ДД.ММ.ГГ, отсутствует информация о том, что жилое помещение стало непригодным для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Бийского района.
ДД.ММ.ГГ судом на основании ходатайства стороны истца было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы, производство которой было поручено экспертам ФБУ "Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".
В соответствии с представленным в материалах дела заключением от ДД.ММ.ГГ *** установлено, что механические повреждения строения спорного дома (наружней и внутренней отделки; конструктивных элементов, в том числе несущих конструкций), образовались вследствие его затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года, для проживания не пригоден.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные выше по делу фактические обстоятельства, оценив в совокупности доказательства, принимая во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы, акт обследования жилого дома, заключение межведомственной комиссией, исходя из того, что спорный жилой дом являлся для истицы единственным и постоянным местом жительства, стал непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года в Бийском районе Алтайского края, пришел к выводу о том, что у истицы возникло право на включение ее в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с чем, иск Конобейской Р.А. к ответчикам удовлетворил.
Судебная коллегия с выводами суда о том, что у истицы возникло право на получение государственного жилищного сертификата соглашается, находя их основанными на верном толковании и применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам по делу.
При этом с выводом суда о том, что надлежащими ответчиками по данному делу являются все ответчики указанные истицей в исковом заявлении, а именно администрация Бийского района Алтайского края, Администрация Алтайского края, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, судебная коллегия не соглашается по следующим основаниям.
В целях оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительством Российской Федерации принят ряд постановлений.
Так, Постановлением от 7 июня 1995 года N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для указанной категории граждан (пункт 1).
Пунктами 4 и 5 данного Постановления предусмотрены обязанности ряда федеральных органов совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
10 июля 1995 года во исполнение указанного Постановления Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Эмитент государственных жилищных сертификатов либо уполномоченный им орган субъекта Российской Федерации несет ответственность за выдачу государственных жилищных сертификатов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 7).
9 октября 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Так, в силу пункта 6 Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата. При этом, в соответствии с п. 8 Порядка ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 года N982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" Постановлением Администрации Алтайского края от 15.04.2009 N158 (с учетом изменений от 24.06.2015 N238) уполномоченным органом определено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с доводами жалобы о том, что Администрация Алтайского края является ненадлежащим ответчиком, поскольку на территории Алтайского края уполномоченным органом субъекта Российской Федерации по составлению списков пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, а также ответственных за выдачу этого сертификата в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, Конобейская Р.А. решением жилищной комиссии администрации Бийского района Алтайского края от 11.09.2014 N10 была включена в список на получение государственного жилищного сертификата (л.д.91), однако ДД.ММ.ГГ во включении ее в данный список отказано Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что администрация Бийского района Алтайского края, право Конобейской Р.А. на получение государственного жилищного сертификата не нарушала, поскольку указанным выше решением межведомственной комиссии была включена в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Конобейской Р.А. к Администрации Алтайского края и администрации Бийского района Алтайского края является ошибочным, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения, которым исковые требования Конобейской Р.А. о признании права на получение государственного жилищного сертификата к администрации Бийского района Алтайского края и Администрации Алтайского края оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Администрации Алтайского края удовлетворить.
Решение Бийского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части удовлетворения исковых требований Конобейской Р. А. к администрации Бийского района Алтайского края, Администрации Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым исковые требования Конобейской Р. А. к администрации Бийского района Алтайского края, Администрации Алтайского края оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Бийского районного суда Алтайского края от 01 октября 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.