Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Параскун Т.И.
судей: Блинова В.А., Храмцовой В.А.
при секретаре
судебного заседания Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края
от 17 августа 2015 года по делу по иску Григина Ивана Петровича к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Григин И.П. обратился в суд с требованиями к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (далее - Главное Управление) о возложении обязанности включить сведения о нем в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исходя из даты обращения с заявлением.
В обоснование требований указал на то, что на основании постановления администрации Усть-Калманского района от ДД.ММ.ГГ года N *** он был поставлен в очередь на получение жилья.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ года истцу назначен опекун Григина В.М. (бабушка).
В связи со смертью опекуна, с ДД.ММ.ГГ года помещен в детский дом "Лучик", где находился до ДД.ММ.ГГ года. В ДД.ММ.ГГ году, ДД.ММ.ГГ годы обучался в КГБОУ НПО "ПУ-56". За период нахождения в специализированном учреждении (детском доме) и учреждении среднего профессионального образования жилым помещением не обеспечен.
В соответствии с постановлением главы администрации с.Огни Усть-Калманского района от ДД.ММ.ГГ года N *** за истцом и его несовершеннолетними братом и сестрами закреплена жилая площадь по адресу: "адрес" Однако данное жилое помещение на техническом учете не состоит, в ДД.ММ.ГГ году межведомственной комиссией установлено, что жилой дом полностью разрушен, проживание в нем невозможно, договоров социального найма истцом, его опекуном, братом и сестрами в установленном законом порядке не заключалось, собственниками жилого помещения указанные лица не являются.
В 2014 году обратился в Главное управление с заявлением о включении его в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, с приложением всех необходимых документов, подтверждающих принадлежность данной категории лиц. В постановке на учет отказано ввиду превышения предельного возраста 23 лет для обращения. Решение уполномоченного органа в установленной форме истцу не направлено, направлен только ответ, в связи с чем, истец был лишен возможности своевременно обжаловать решение в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В настоящее время истец состоит в браке, имеет несовершеннолетнего ребенка, вместе с семьей проживает у родственников супруги, собственного жилья с супругой не имеют. Истец полагает, будучи ранее поставлен на учет как лицо лишившееся попечения родителей и не имеющее жилья, он не реализовал свое право на получение причитающегося ему жилого помещения по вине должностных лиц. Просил признать приказ Главного управления от ДД.ММ.ГГ года N *** об отказе во включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда в Алтайском крае в 2015 году, недействительным; возложить на Главное управление обязанность включить его в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление по договорам найма специализированных жилых помещений в Алтайском крае.
В судебном заседании истец Григин И.П. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. Кроме того, пояснил, что первоначальный приказ об отказе во включении в список не оспаривал, поскольку копия приказа ему не была вручена, при первичном обращении им были представлены все необходимые документы.
Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражений относительно заявленных требований не представил.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 августа 2015г. исковые требования Григина И.П. удовлетворены.
Возложена на Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность включить сведения о Григине Иване Петровиче, *** г.р., в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исходя из даты обращения Григина Ивана Петровича с заявлением в Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Взыскано с Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в пользу Григина Ивана Петровича возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей, по оплате составления искового заявления в сумме "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит данное решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права, не учел, что истец обратился за включением в список после достижения возраста 23 лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что суд правильно определилотношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании.
При разрешении данного дела суд правомерно исходил из положений части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.2 ст.4 закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" (в редакциях, действовавших до 01 января 2013 года) дети-сироты, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Абзац четвертый статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По смыслу действовавшего до 01 января 2013 года правового регулирования право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
В соответствии со ст.1, 3 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 января 2013 года утратил силу, а статья 8 Закона N159-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года предусмотрено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п.5.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года N 736, органы местного самоуправления в течение одного месяца с момента вступления настоящего Порядка в силу направляют в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству сведения и документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, в отношении детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма до 1 января 2013 года и не обеспеченных жилыми помещениями. Сведения вносятся в Список по дате поступления заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления.
Таким образом, согласно вышеназванным нормам право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01 января 2013 года, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Постановлением Администрации Алтайского края от 28 июля 2014 года N351 утвержден новый Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно пункту 2.1 которого включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, носит заявительный характер.
Сведения о детях (лицах), оставшихся без попечения родителей, вносятся в Список в зависимости от даты и времени поступления в Главное управление заявлений и документов (пункт 2.4).
Судом установлено, что Григин И.П., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Ленинского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ года мать Григина И.П. - Григина И.В. лишена родительских прав, сведения об отце отсутствуют.
Суд первой инстанции проверил и оценил доводы ответчика о том, что Григин И.П. достиг 23 лет на дату обращения с заявлением в Главное управление, и обснованно пришел к выводу о том, что в данном случае это обстоятельство не могло являться основанием для отказа во включении его в Список с учетом признании истца нуждающимся в жилом помещении постановлением администрации Усть-Калманского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ года N ***, т.е. право Григина И.П. быть обеспеченным жилым помещением признано государством до введения нового правового регулирования, в связи с чем, обязательство подлежало исполнению.
Обращение истца с заявлением о включении в Список в данном случае являлось не заявлением о признании за ним такого права, а заявлением о приведении сведений о нем в соответствие с действующим законодательством и за исполнением ранее возникшего обязательства по обеспечению истца жильем.
Кроме того, ранее действовавшее законодательство предусматривало обязанность государства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в случае отсутствия у них закрепленных жилых помещений. С 01 января 2013 года такое условие исключено.
До достижения Григиным И.П. возраста 23 лет за ним сохранялось закрепленное жилое помещение, в связи с чем, он не мог реализовать право на обеспечение жилым помещением.
На момент обращения Григина И.П. в Главное управление закрепленное за истцом жилое помещение признано непригодным для проживания в порядке, установленном Постановлением Администрации края от 26 декабря 2012 года N726 "Об утверждении порядка признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются".
Рассматривая дело в пределах заявленных требований, суд возложил на Главное управление обязанность включить Григина И.П. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исходя из даты обращения Григина И.П. с заявлением в Управление Алтайского края по жилищно - коммунальному хозяйству. Требования о признании отказа незаконным, суд расценил как основания иска о включении в список и не разрешал его в качестве самостоятельного.
Судебная коллегия находит, что при изложенных обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что, исковые требования Григина И.П. подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции и учитывая, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.