Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре А.А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации "адрес" Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по иску КН к Администрации "адрес" Алтайского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Квартира *** по "адрес" в "адрес" Алтайского края находится в муниципальной собственности, с ДД.ММ.ГГ в качестве нанимателя жилого помещения в ней зарегистрирована КН, в качестве сына нанимателя - К (л.д. 24, 9). ДД.ММ.ГГ между Администрацией "адрес" (наймодатель) и КН (наниматель) заключен договор социального найма указанного жилого помещения (л.д. 13-14).
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ *** многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" Алтайского края признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 11-12).
КН обратилась в суд с иском Администрации "адрес" Алтайского края о предоставлении по договору социального найма другого жилого помещения в черте "адрес" общей площадью не менее 46,7 кв.м.
В обоснование заявленных требований ссылалась, что жилое помещение, в котором они с сыном проживают, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его непригодности для проживания. При этом она неоднократно обращалась от своего имени и имени всех жильцов дома в Администрацию "адрес" по вопросу выделения им равноценного жилья в черте "адрес", однако ее законные требования не были выполнены. Полагала, что предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта "адрес".
В ходе судебного разбирательства ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что вышеуказанный жилой дом действительно признан аварийным и подлежащим сносу, однако в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2015 год он не вошел, соответственно, когда данный жилой дом будет включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, тогда истец и получит жилое помещение.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично. На Администрацию "адрес" Алтайского края возложена обязанность предоставить КН и К по договору социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям "адрес" Алтайского края - квартиру, состоящую из двух комнат, в черте "адрес" Алтайского края, равнозначную по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, но не менее чем 46,7 кв.м общей площади. С Администрации "адрес" Алтайского края в пользу КН взыскана сумма расходов по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В апелляционной жалобе ответчик Администрация "адрес" Алтайского края просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на то, что Администрацией "адрес" не принято решение о сроках отселения жильцов аварийного дома в связи с объективными причинами, а именно ввиду отсутствия жилых помещений и необходимых денежных средств, соответственно, требования истца являются преждевременными, тем более, что в жилищном законодательстве не указан срок, в течение которого граждане должны быть отселены из аварийного жилья. При этом в соответствии с п. 2.4.3 Постановления Госстроя РФ по строительству и ЖКХ *** от ДД.ММ.ГГ капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
В возражениях на апелляционную жалобу истец КН просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явилась, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, занимаемое истцом по договору социального найма, является непригодным для проживания, поскольку находится в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем пришел к выводу о наличии правых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, поскольку суд правильно применил закон, определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют действующему законодательству и собранным по делу доказательствам, оснований для признания его неправильным не имеется.
Закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления указанного права, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса Российской Федерации, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 названного Кодекса).
Статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
По общему правилу жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в силу пункта 1 части 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-О-О, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 376-О-П, от ДД.ММ.ГГ N 1367-О-О и N 1368-О-О, от ДД.ММ.ГГ N 1548-О-О, от ДД.ММ.ГГ N 330-О-О и N 331-О-О, от ДД.ММ.ГГ N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из смысла статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что Администрацией "адрес" не принято решение о сроках отселения жильцов аварийного дома в связи с объективными причинами, а именно ввиду отсутствия жилых помещений и необходимых денежных средств, соответственно, требования истца являются преждевременными, тем более, что в жилищном законодательстве не указан срок, в течение которого граждане должны быть отселены из аварийного жилья, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта.
Установив, что дом, в котором проживает семья истца, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение, пригодное для проживания, с 2012 года до настоящего времени ответчиком истцу не предоставлено, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Что касается ссылки в жалобе на п. 2.4.3 Постановления Госстроя РФ по строительству и ЖКХ *** от ДД.ММ.ГГ, то она также безосновательна и подлежит отклонению как не влияющая на существо принятого решения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал представленные сторонами доказательства и дал им мотивированную оценку в судебном решении. При этом нарушений норм материального права и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, суд не допустил.
Ввиду того, что доводы апелляционной жалобы признаны судебной коллегией несостоятельными, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы по доводам в ней изложенным судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Администрации "адрес" Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.