Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б.А.В., третьего лица Б.В.А. на решение Железнодорожного районного суда от 13 апреля 2015 года по делу
по иску Б.А.В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о признании незаконным отказ ответчика в приватизации квартиры, возложении обязанности на ответчика совершить необходимые действия по оформлению передачи квартиры в собственность и заключении договора о передаче на праве собственности квартиры, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.А.В. обратился в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о признании незаконным отказ ответчика в приватизации "адрес" в "адрес", возложении обязанности на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула совершить все необходимые действия по оформлению передачи квартиры в собственность и заключении договора о передаче на праве собственности квартиры.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является сыном и членом семьи нанимателя квартиры Б.В.А. Б.В.А. в установленном порядке вселил истца в "адрес" в "адрес" в качестве члена своей семьи. Со дня вселения в квартиру истец приобрел равные с нанимателям права пользования указанной квартиры, в том числе, и право приватизациит квартиры. Квартира *** "адрес" в "адрес" находится в муниципальной собственности "адрес". ДД.ММ.ГГ истцом было подано в Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" заявление о бесплатной передаче в собственность истца квартиры с приложением всех необходимых документов, установленных Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. Наниматель квартиры Б.В.А. согласен на передачу в собственность истца квартиры, от своего участия в приватизации Б.В.А.отказался на основании письменного заявления. Однако ответчиком передача квартиры не произведена, о результатах разрешения заявления истцу не сообщено, что истцом расценивается как отказ в передаче указанной квартиры в собственность истца в порядке приватизации.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, просил признать незаконным отказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" в приватизации квартиры, признать право собственности на "адрес" по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 13 апреля 2015 года исковое заявление Б.А.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Б.А.В. и третье лицо Б.В.А. просят решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы истец и третье лицо указали, что отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что оставление ответчиком заявления истца без рассмотрения не является отказом в приватизации, действия ответчика являются правомерными, поскольку истцом не представлены доказательства подтверждающие родство с нанимателем квартиры Б.В.А., не представлены технические и регистрационные документы на квартиру, которые заявитель обязан представить. Право истца на приватизацию не нарушено и не подлежит судебной защите, так как в случае предоставления всех требуемых ответчиком документов, заявление может быть рассмотрено ответчиком по существу. Истец считает выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном толковании закона, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обратившемуся за приватизацией подлежат подаче документы, подтверждающие добровольность принятия или непринятия жилого помещения в собственность - заявления лиц, желающих и не желающих участвовать в приватизации, документы подтверждающие, что желающие приватизировать жилье ранее не участвовали в приватизации, документы подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма, при наличии проживающих в квартире несовершеннолетних лиц - разрешение органа опеки и попечительства.
Указания на то, что граждане должны предоставлять еще какие-либо иные документы, данный закон не содержит.
Все вышеуказанные документы были представлены в пакете документов, принятых ответчиком для разрешения заявления Б.А.В. о приватизации жилого помещения. Вывод суда о том, что истцом не был предоставлен пакет документов, предоставление которых определено законом, прямо противоречит закону и установленным обстоятельствам.
При разрешении иска ответчик уклонился от предоставления суду технической документации с отражением в ней подсобных помещений закрепленных за спорной квартирой, что является подтверждением доводов истца об отсутствии технической документации. Ответчик уклоняется от совершения действий по оформлению технической документации на спорную квартиру и постановке ее на государственный учет, на учет в БТИ.
Суд не обязал ответчика представить соответствующие документы, которые позволяли бы индивидуализировать спорное помещение как жилое помещение, посредством закрепления за ним мест общего пользования (кухни, туалета, ванной или душевой комнаты.
Суд необоснованно отказал в принятии уточненного искового заявления, в части способа защиты нарушенного права. В связи с этим, истец просит суд апелляционной инстанции принять и рассмотреть по существу уточненное исковое заявление, в принятии и рассмотрении которого незаконно было отказано судом первой инстанции.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя истца Т.А.М., поддержавшего доводы жзалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение по делу; не соответствием выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела (п.1,3 ч.1 статьи 330 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" *** от ДД.ММ.ГГ, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании статьи 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом государственной власти или органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
При этом право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Судом первой инстанции установлено, что "адрес" в "адрес" принадлежит муниципальному образованию "адрес", что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности "адрес" на ДД.ММ.ГГ.
Однокомнатная "адрес" по уд.Крупской в "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ, передана Б.В.А. в бессрочное владение и пользование.
В указанной квартире зарегистрированы и фактически проживают: Б.В.А. (наниматель) и Б.А.В.
ДД.ММ.ГГ Б.В.А. обратился Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края с заявлением о приватизации "адрес" в "адрес".
Согласно письму Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***-и, при рассмотрении заявления истца Б.А.В. по вопросу предоставления муниципальной услуги "Передача в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа "адрес" Алтайского края, занимаемых ими по договору социального найма" истцом не представлены следующие документы: справка БТИ по площадям, выписка из технического паспорта жилого помещения. Кроме того, указано, что истец не был включен в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя. Документы, подтверждающие родственные отношения истца с нанимателем не представлены. В связи с чем, в настоящее время решение о передаче в собственность жилого помещения не может быть принято.
Заявителю предложено предоставить недостающие документы, и разъяснено, что при предоставлении документов в полном объеме Комитет вернется к рассмотрению данного вопроса в рабочем порядке. ( л.д.7,8)
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что из содержания письма Комитета жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГ не следует, что заявителю было отказано в передаче в собственность спорной квартиры в порядке приватизации, а было лишь разъяснено какие недостающие документы следует предоставить для рассмотрения вопроса о приватизации жилого помещения.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что предложение Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" о необходимости предоставления справки БТИ по площадям, выписки из технического спорта жилого помещения является обоснованным, поскольку предоставление указанных документов нанимателем жилого помещения при подаче заявления о приватизации квартиры необходимо, в связи с тем, что квартира является объектом недвижимости с определенными техническими характеристиками. Суд первой инстанции пришел к выводу, что разъяснением, содержащимся в письме Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ ***-и, не нарушены права истца, разъяснение Комитета является законным, обоснованным. Б.А.В. не лишен возможности предоставить ответчику полный пакет документов, в связи с чем, Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" вновь вернется к рассмотрению заявления о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами районного суда по следующим основаниям.
Общественные отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Согласно п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Таким образом, орган местного самоуправления может предоставлять государственные услуги лишь при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По вопросам местного значения орган местного самоуправления предоставляет муниципальные услуги.
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги определяется административным регламентом (п. 4 ст. 2 Федерального закона). Административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов (ст. ст. 3, 13 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Передача в собственность граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа "адрес" Алтайского края, занимаемых ими по договору социального найма" (далее - Административный регламент).
Указанная услуга осуществляется органом местного самоуправления по вопросу местного значения, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа).
На основании пункт 2 Раздела II Административного регламента, предоставление муниципальной услуги осуществляет комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес".
Согласно пункту 3.4. Раздела I Административного регламента, запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, за исключением получения услуг, включенных в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг на территории "адрес".
Пункт 6 Раздела II Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктами 6.1., 6.2. Раздела II Административного регламента, основанием для предоставления муниципальной услуги является заявление о передаче жилого помещения в собственность, подписанное нанимателем и всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя.
Заявитель прикладывает к заявлению на приватизацию следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (паспорт; для несовершеннолетних, не достигших 14 лет и в случае отсутствия сведений о члене семьи в ордере - свидетельство о рождении; в случае отсутствия сведений о члене семьи в ордере - свидетельство о браке; в случае наличия сведений об умершем в ордере - свидетельство о смерти); документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя; документы, подтверждающие полномочия законного представителя; ордер на жилое помещение и (или) договор социального найма на жилое помещение, в случае если ордер выдавался, а договор заключался не органами местного самоуправления; справку (выписку) из домовой книги, поквартирной карточки о составе лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, в том числе и временно отсутствующих; выписку из лицевого счета на приватизируемое жилое помещение; справки (выписки) из домовых книг, поквартирных карточек, на каждого использующего право приватизации заявителя о времени и месте проживания на соответствующей территории Российской Федерации, начиная с момента вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (для граждан, менявших место жительства с ДД.ММ.ГГ); отказы от участия в приватизации от всех имеющих право на приватизацию данного жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а также от временно отсутствующих в жилом помещении членов семьи, за которыми в соответствии с действующим законодательством сохраняется право пользования жилым помещением. Отказ от участия в приватизации жилого помещения должен быть оформлен нотариально; документы, подтверждающие изменение имен, отчеств, фамилий (при отличии личных данных заявителя от данных, содержащихся в предоставленных документах).
Документы, не указанные в настоящем перечне, не могут быть истребованы у заявителей.
Из материалов дела следует, что после обращения истца с заявлением о приватизации жилого помещения, ответчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес", письмом от ДД.ММ.ГГ ***-и, Б.А.В. было предложено представить справку БТИ по площадям, выписка из технического паспорта жилого помещения.
Между тем, в соответствии с пунктом 6.3. Раздела II Административного регламента запрос указанных документов осуществляется комитетом в рамках межведомственного взаимодействия.
В связи с этим, ответчиком требования о предоставлении заявителем Б.А.В. справки БТИ по площадям и выписки из технического паспорта жилого помещения являются незаконными.
Пункт 8 Раздела II Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Истец Б.А.В. является сыном Б.В.А., что подтверждается копией свидетельства о рождении, имеющейся в материалах дела, следовательно, истец Б.А.В. является членом семьи нанимателя квартиры Б.В.А.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании отказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в приватизации квартиры подлежат удовлетворению в части незаконного возложения обязанности представления справки БТИ и выписки из технического паспорта жилого помещения.
Как следует из материалов дела, заявителем Б.А.В. были представлены: заявление о передаче ему в собственность квартиры; справка БТИ о неучастии в приватизации от ДД.ММ.ГГ ***; выписки из домовой книги ( "адрес" в "адрес" и "адрес" в "адрес") ; выписка из лицевого счета; нотариально оформленное согласие Б.В.А. на приватизацию Б.А.В. жилого помещения в индивидуальную собственность; паспорт Б.А.В.; паспорт Б.В.А.; договор социального найма *** от ДД.ММ.ГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГ на представителя заявителя (л.д. 87-98).
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения жалобы истца, судом апелляционной инстанции не установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в приватизации жилого помещения, судебная коллегия считает возможным признать за Б.А.В. право собственности на "адрес" по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
Доводы истца о том, что судом первой инстанции необоснованно не принято к производству уточненное исковое заявление, не могут являться основанием для отмены решения суда.
Как следует из материалов гражданского дела истцом, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ходе рассмотрения дела по существу неоднократно уточнялись требования.
В судебном заседании 13 апреля 2015 года, судом первой инстанции было отказано в принятии уточненного искового заявления, содержащее дополнительное требование о возложении на ответчика обязанности совершить действия для передачи "адрес" в "адрес" в собственность в порядке приватизации: по оформлению технической документации на спорную квартиру, в том числе Технического паспорта на жилое помещение, с отражением в ней мест общего пользования закрепленных за данной квартирой (туалета, ванной или душевой комнатой, кухней), необходимых для пользования жилым помещением, по постановке спорной квартиры (комнаты) на государственный и технический учет с закреплением права пользования подсобными помещениями (ванной или душевой комнатой, туалетом и кухней).
Поскольку указанное требование содержат иной предмет и иные основания иска, Б.А.В. лишен возможности обратиться в установленном законом порядке с исковым заявлением за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 13 апреля 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление Б.А.В. удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в приватизации квартиры, в части незаконного возложения обязанности на Б.А.В. представления справки БТИ и выписки из технического паспорта жилого помещения.
Признать за Б.А.В. право собственности на "адрес" по адресу: "адрес" в порядке приватизации.
В остальной части исковые требования Б.А.В. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.