Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Гореловой Т.В.
судей Храмцовой В.А., Немзоровой В.И.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 8 июля 2015г. по делу по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Гореловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН), в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" (далее - КГБУЗ) для проведения соответствующей экспертизы, возложить на ответчика обязанность организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" для проведения соответствующей экспертизы.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства при охране КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" прокуратурой Индустриального района г. Барнаула установлено, что данное учреждение на основании лицензии от ДД.ММ.ГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, осуществляет специализированную стационарную медицинскую помощь, в том числе в виде экспертной деятельности, в частности проведения судебнопсихиатрической экспертизы. В состав КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К.Эрдмана" входит отделение *** стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей. Охрана этого отделения осуществлялась различными частными охранными организациями по договору с учреждением. Ввиду отказа УФСИН осуществлять охрану отделения указанной больницы главный врач учреждения направил в прокуратуру края заявление с просьбой принять меры реагирования.
ДД.ММ.ГГ прокуратурой Алтайского края в адрес начальника УФСИН направлено письмо о рассмотрении вопроса об организации охраны и обеспечения безопасности обвиняемых, помещенных в судебно-психиатрическое отделение указанной больницы. Согласно ответу УФСИН отказалось организовать охрану судебно-психиатрического отделения КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" до законодательного урегулирования этого вопроса. Прокурор считает бездействие УФСИН незаконным, поскольку нарушает требования статей 10, 24 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Бездействие УФСИН по охране судебно-психиатрического экспертного отделения КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" создает угрозу побега лиц, находящихся под стражей, а также причинение вреда жизни и здоровью сотрудников и пациентов больницы.
Ответчик исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 8 июля 2015г. исковые требования прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края удовлетворены.
Суд постановилпризнать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, выразившееся в не обеспечении безопасности и охраны лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" для проведения соответствующей экспертизы.
Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю обязанность организовать безопасность и охрану лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" для проведения соответствующей экспертизы.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, указывая на его незаконность, поскольку вывод суда не соответствует требованиям действующего законодательства. Ответчик полагает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку порядок осуществления указанной деятельности в настоящее время не установлен, следовательно, у ответчика нет правовых оснований для осуществления такой деятельности.
Возложение на ответчика функций, не предусмотренных действующими нормативными актами, приведет к невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием нормативного урегулирования порядка обеспечения органы подозреваемых, обвиняемых в судебно- психиатрических отделениях, следовательно, нарушение прав государственного органа.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю полагает, что Управление не является надлежащим ответчиком по данному спору. Поскольку производство судебной экспертизы отнесено к процессуальным действиям, охрана лиц, заключенных под стражу на основании ст. 12 ФЗ РФ N3-ФЗ от 07.02.2011г. "О полиции" должна быть возложена на полицию.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор и КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Прокурор и представитель КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" поддержали свои возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, проверяя его по доводам жалобы.
Статьей 10 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлено, что подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи, помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских учреждениях и привлечения к их обслуживанию персонала этих учреждений определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как установлено судом, КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" на основании лицензии от ДД.ММ.ГГ, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, осуществляет специализированную стационарную медицинскую помощь, в том числе в виде экспертной деятельности, в частности проведения судебнопсихиатрической экспертизы.
В состав КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К.Эрдмана" входит отделение *** стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей. Охрана этого отделения осуществляется различными частными охранными организациями по договору с учреждением.
ДД.ММ.ГГ прокуратурой Алтайского края в адрес начальника УФСИН направлено письмо о рассмотрении вопроса об организации охраны и обеспечения безопасности обвиняемых, помещенных в судебно-психиатрическое отделение указанной больницы. Согласно ответу УФСИН отказалось организовать охрану судебно-психиатрического отделения КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" до законодательного урегулирования этого вопроса.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что охрана лиц, содержащихся под стражей, помещенных в судебно-психиатрическое отделение КГБУЗ "Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Ю.К. Эрдмана" для производства судебно- медицинской экспертизы возлагается на ответчика.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует положениям действующего законодательства, в том числе положениям статьи 33 Федерального закона от 31.05.2001 N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", из которой следует, что обеспечение безопасности и охрана судебно-психиатрических экспертных медицинских организаций, в которые для проведения судебнопсихиатрической экспертизы помещаются лица, содержащиеся под стражей, осуществляются органами, на которых возложены обеспечение безопасности и охрана мест содержания под стражей.
Действительно, проведение экспертизы является одним из процессуальных действий. Однако, поскольку медицинская помощь, в том числе психиатрическая помощь, в силу Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, в том числе, диагностических, проведение экспертизы является неотъемлемой частью медицинской помощи.
Учитывая, что положения статьи 10 и части 2 статьи 24 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" взаимосвязаны и направлены на регулирование вопросов, возникающих при временном помещении лиц, содержащихся под стражей, в медицинские учреждения, установленный Порядок организации медицинской помощи обязателен к применению при помещении лиц, содержащихся под стражей, в медицинские учреждения для проведения экспертизы.
Кроме того, как следует из основных понятий и целей содержания под стражей, установленных Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статус подозреваемых и обвиняемых, помещенных в медицинские учреждения в целях оказания им медицинской помощи либо проведения в отношении них экспертизы, несмотря на нахождение их вне мест содержания под стражей, не изменяется. В связи с этим обязанности, возложенные настоящим Законом на подразделения уголовно-исполнительной системы в целях охраны и надзора за подозреваемыми и обвиняемыми лицами, распространяются, в том числе и на лиц, содержащихся под стражей, временно помещенных в медицинские учреждения.
Следовательно, установленный федеральными органами исполнительной власти порядок оказания медицинской помощи и содержания в медицинских учреждениях, является единым как при оказании такой помощи, так и при проведении экспертизы, назначенной по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и обязывает учреждения уголовно-исполнительной системы осуществлять охрану таких лиц.
При таких обстоятельствах ссылка ответчика на положения ст. 12 Федерального закона РФ от 07.02.2011 N3-ФЗ "О полиции" в обоснование доводов о том, что УФСИН России по Алтайскому краю не является по делу надлежащим ответчиком, не может быть принята судебной коллегией во внимание.
Доводы ответчика о том, что при разрешении спора суд неверно применил нормы материального права, являются несостоятельными, поскольку они основаны на ином толковании норм права, с которым судебная коллегия не соглашается.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, в жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 8 июля 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.