Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.
судей Титовой В.В., Бакланова Е.А.,
пре секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, Главного управления имущественных отношений Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение Алтайского краевого суда от 16 июля 2015 года по делу по заявлению Лиханова А. А.овича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Бакланова Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лиханов А.А. обратился в Алтайский краевой суд с заявлением (с учетом уточнений) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в "адрес", кадастровый "номер", площадью "данные изъяты" кв.м., равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что использует данный земельный участок по договору аренды. Кадастровая стоимость земельного участка, на основании которой рассчитывается размер арендной платы, а также выкупная стоимость, значительно превышает размер его рыночной стоимости, что нарушает права Лиханова А.А. как арендатора и препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Заявление рассмотрено по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с привлечением к участию в качестве заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю), Администрации Алтайского края, Администрации г.Барнаула, Главного управления имущественных отношений Алтайского края, ООО "Сибирская строительная компания".
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ заявленные требования Лиханова А.А. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый "номер", площадью "данные изъяты" кв.м., в размере его рыночной стоимости, равной "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с указанным решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" подана апелляционная жалоба с просьбой отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, полагая неправильным определение его статуса и привлечение к участию в деле в качестве заинтересованного лица. В связи с чем, суд апелляционной инстанции вправе отменить обжалуемое судебное постановление и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, предъявленных к ненадлежащей стороне возникших правоотношений. Кроме того, Учреждение считает, что резолютивная часть оспариваемого решения не содержит необходимых для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В апелляционной жалобе Главное управление имущественных отношений Алтайского края просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что право на определение кадастровой стоимости земельного участка принадлежит его собственнику, то есть в данном случае Главному управлению имущественных отношений Алтайского края. Суд не учел, что в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, уполномоченными органами принимается решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, факт недостоверности сведения об объекте недвижимости истцом документально не подтвержден, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Алтайскому краю также просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, выражая несогласие с тем, что дело было рассмотрено судом по правилам главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, в заявлении Лиханова А.А. не было указано какие действия Управления должны быть признаны незаконными, какие права заявителя при этом нарушены. Управление является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, поскольку рассмотрение заявленных требований не затрагивает интересов данного органа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Макарова Я.В. доводы жалобы поддержала; иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционные жалобы рассматриваются при имеющейся явке.
Изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав Макарову Я.В., рассмотрев дело в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены либо изменения решения суда.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 1 и 5).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГ между Администрацией г.Барнаула и ООО "Сибирская строительная компания" заключен договор аренды земельного участка "номер" с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес". По условиям договора аренды расчет арендной платы производится от кадастровой стоимости земельного участка (пункты 2.7, 2.8). ДД.ММ.ГГ Лиханов А.А. на основании договора купли-продажи приобрел у ООО "Сибирская строительная компания" недвижимое имущество: "данные изъяты", расположенное на данном земельном участке. ДД.ММ.ГГ между ООО "Сибирская строительная компания" и заявителем заключен договор перенайма указанного земельного участка. По условиям договора перенайма Лиханов А.А. обязуется осуществлять вместо арендатора все права и обязанности по договору аренды земельного участка, в том числе по оплате арендных платежей (пункт 1.3).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 28 декабря 2009 года N 546 "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов Алтайского края" и составляет "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка.
По заданию заявителя обществом с ограниченной ответственностью "Алтайский центр строительно-технической экспертизы" подготовлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГ "номер", на который получено положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" от ДД.ММ.ГГ "номер".
По инициативе Лиханова А.А. судом назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ. Согласно заключению эксперта закрытого акционерного общества "Бизнес-эксперт" от ДД.ММ.ГГ "номер", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер", площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации здания береговой насосной станции, по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" рублей.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении судебной экспертизы выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, суд правомерно признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вопреки доводам жалобы, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд до ДД.ММ.ГГ (то есть даты, с которой был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации) подлежали рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о неправомерности привлечения учреждения в лице его филиала по Алтайскому краю к участию в деле в качестве заинтересованного лица является несостоятельным в силу нижеследующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются, как было указано выше, статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Закона об оценочной деятельности и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93, от 26 декабря 2011 г. N П/531 и п.п. 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом Росреестра от 01 сентября 2011 года N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, по включению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При таких данных суд правомерно привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиала по Алтайскому краю.
Довод апелляционной жалобы Управления Росреестра по Алтайскому краю о необоснованности привлечения Управления к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица также не опровергает правомерность постановленного по делу решения.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, к полномочиям указанной службы отнесена организация проведения государственной кадастровой оценки земель, внесение в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Учитывая, что заявленные требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, участие в деле в качестве заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю является следствием реализации предоставленных ему полномочий.
Помимо этого ошибочным является утверждение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю об отсутствии в резолютивной части решения информации о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку резолютивная часть оспариваемого решения содержит такое указание.
Доводы жалобы Главного управления имущественных отношений по Алтайскому краю о том, что право на определение кадастровой стоимости земельного участка принадлежит его собственнику, на законность принятого решения не влияют, поскольку действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном его рыночной стоимости.
Более того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", прямо предусмотрено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Утверждение в жалобе о том, что превышение рыночной стоимости объекта недвижимости его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов является основанием для отклонения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является несостоятельным, поскольку в соответствии с требованиями ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. При этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Приведенный же в обоснование жалобы Приказ Министерства экономического развития России от 04.05.2012 N 263 регулирует только порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости, поэтому при рассмотрении заявления судом правомерно не был принят во внимание.
Кроме того, по делу была проведена судебная оценочная экспертиза, результаты которой не были оспорены в ходе судебного разбирательства лицами, участвующим в деле. Суд первой инстанции, воспользовавшись дискреционным правом на оценку доказательств, предусмотренным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив судебную экспертизу в совокупности с другими доказательствами, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, учитывая, что нарушений норм процессуального права судом не допущено, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является правильным.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 16 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, Главного управления имущественных отношений Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.