Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корал" на решение судьи Алтайского краевого суда от 24 июня 2015 года, решение судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от 28 апреля 2015 года, которым изменено постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по "данные изъяты" лесничеству управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, старшего государственного лесного инспектора в Алтайском крае Площаднова Н.В. от 24 июля 2014 года N 30-09, которым
общество с ограниченной ответственностью "Корал" (далее - ООО "Корал"), юридический адрес: "адрес", ИНН "данные изъяты",
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 02 июля 2014 года при проведении в период с ДД.ММ.ГГ осмотра мест рубок в "данные изъяты" лесничества установлено, что арендатором лесных участков ООО "Корал" (договор аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГ) допущено нарушение положений подпунктов "а", "в" пункта 17, пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), пунктов 3.4.14, 3.4.15, 3.4.32, 3.4.34 условий договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты"1, выразившееся в том, что:
- в квартале 19 (выдел 3), квартале 20 (выдел 4), квартале 33 (выдел 10),
квартале 35 (выдел 1), квартале 70 (выдел 7), квартале 80 (выдел 25), квартале 82 (выдел 28), квартале 106 (выдел 6) "данные изъяты" лесничества; квартале 58 (выдел 2), квартале 60 (выдел 1), квартале 84 (выдел 23), квартале 96 (выдел 4), квартале 101 (выдел 16), квартале 103 (выдел 20) "данные изъяты" лесничества после рубки лесосек порубочные остатки собраны в кучи и сожжены частично;
- в квартале 18 (выдел 14), квартале 26 (выдел 2), квартале 28 (выдел 18), квартале 33 (выдел 10), квартале 34 (выдел 1), квартале 35 (выделы 1, 19, 35), квартале 68 (выделы 4, 20), квартале 73 (выдел 1), квартале 74 (выделы 13, 25), квартале 80 (выделы 34, 35), квартале 82 (выделы 21, 24), квартале 83 (выдел 33), квартале 85 (выделы 14, 17, 32, 33), квартале 89 (выдел 4), квартале 90 (выделы 10, 25), квартале 93 (выделы 21, 29), квартале 106 (выделы 6, 14), квартале 107 (выдел 15) "данные изъяты" лесничества; в квартале 47 (выдел 9), квартале 49 (выделы 5, 12), квартале 50 (выдел 13), квартале 53 (выдел 1), квартале 58 (выдел 2), квартале 60 (выдел 1), квартале 75 (выдел 28), квартале 81 (выдел 20), квартале 82 (выдел 24), квартале 84 (выдел 23), квартале 89 (выдел 13), квартале 90 (выдел 8), квартале 95 (выдел 41), квартале 100 (выделы 4, 21, 25, 27, 28, 33), квартале 101 (выдел 16), квартале 102 (выделы 7, 27, 33), квартале 103 (выдел 20), квартале 104 (выделы 2, 44), квартале 105 (выделы 7, 8) "данные изъяты" лесничества не проведена весенняя доочистка мест рубок (лесосек);
- в квартале 26 (выдел 2), квартале 28 (выдел 18), квартале 34 (выдел 1), квартале 68 (выдел 20), квартале 73 (выдел 1), квартале 74 (выделы 13, 25), квартале 82 (выдел 24), квартале 85 (выделы 14, 16, 17, 32), квартале 90 (выдел 10) "данные изъяты" лесничества; квартале 58 (выдел 2), квартале 95 (выдел 41), квартале 96 (выдел 6), квартале 102 (выделы 7, 27), квартале 105 (выделы 7, 8) "данные изъяты" лесничества не обеспечено полное сгорание порубочных остатков;
- в квартале 36 (выделы 8, 11, 12, 14, 16, 20, 25, 27), квартале 68 (выделы 4, 8, 15), квартале 69 (выдел 34), квартале 70 (выделы 3, 7), квартале 71 (выдел 39), квартале 80 (выдел 35), квартале 82 (выдел 21), квартале 90 (выделы 17, 25), квартале 106 (выдел 6) "данные изъяты" лесничества; в квартале 58 (выдел 2), квартале 75 (выдел 28), квартале 82 (выдел 24), квартале 90 (выдел 8), квартале 95 (выдел 1), квартале 96 (выделы 6, 24), квартале 100 (выделы 21, 28, 33), квартале 103 (выдел 10) "данные изъяты" лесничества при очистке лесосеки от порубочных остатков огневым способом (сжигание) допущено повреждение огнем подроста, молодняка и деревьев (не до степени прекращения роста);
- в квартале 18 (выделы 14, 16), квартале 19 (выделы 3, 4, 12, 15), квартале 27 (выдел 1), квартале 34 (выделы 1, 12), квартале 35 (выделы 12, 19, 28), квартале 36 (выделы 8, 11, 12, 14, 16, 20, 25, 27), квартале 67 (выдел 14), квартале 68 (выделы 4, 20), квартале 70 (выдел 7), квартале 74 (выделы 13, 25), квартале 80 (выделы 34, 35), квартале 82 (выделы 21, 28, 35), квартале 83 (выдел 33), квартале 85 (выдел 16), квартале 89 (выделы 10, 19), квартале 90 (выделы 10, 12, 17), квартале 93 (выдел 7), квартале 106 (выдел 6), квартале 107 (выделы 14, 15) "данные изъяты" лесничества; квартале 47 (выдел 9), квартале 49 (выделы 5, 12), квартале 50 (выдел 13), квартале 53 (выдел 1), квартале 58 (выдел 2), квартале 60 (выдел 1), квартале 82 (выдел 24), квартале 89 (выдел 13), квартале 90 (выдел 8), квартале 100 (выделы 25, 27, 28), квартале 101 (выдел 16), квартале 102 (выделы 7, 27), квартале 104 (выдел 44), квартале 105 (выделы 7, 8) "данные изъяты" лесничества в местах рубки хранится (оставлена) заготовленная древесина более 30 дней без удаления коры или обработки пестицидами. Таким образом, ООО "Корал" допущено использование лесов с нарушениями правил санитарной и пожарной безопасности, а также условий договора аренды лесного участка.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Определением судьи Рубцовского городского суда Алтайского края от 25 марта 2015 года жалоба ООО "Корал" передана на рассмотрение в Егорьевский районный суд Алтайского края (л.д. 87).
Решением судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от 28 апреля 2015 года постановление должностного лица изменено, ООО "Корал" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты".
Решением судьи Алтайского краевого суда от 24 июня 2015 года решение судьи районного суда оставлено без изменения, жалоба ООО "Корал" - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, ООО "Корал" просит об отмене вынесенных судебных постановлений, ссылаясь на то, что обязанность по сжиганию куч порубочных остатков отсутствовала, поскольку в соответствии с технологической картой разработки лесосек, предусматривающей комбинированный способ очистки мест рубок, часть собранных в кучу порубочных остатков была оставлена на перегнивание, что не противоречит пунктам 53, 61, 62 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01 августа 2011 года N 337 (далее - Правила заготовки древесины), разделу 3 Правил пожарной безопасности в лесах; подпункт "а" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах не нарушен, поскольку рубка в лесосеках осуществлялась не в зимнее время, а в период с апреля по октябрь; срок исполнения обязанности по проведению весенней доочистки (до 31 мая 2014 года) на момент проведения проверки (с ДД.ММ.ГГ) не истек; судьей краевого суда не принято во внимание, что в соответствии с пунктом 18 Правил пожарной безопасности сжигание порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок, производится осенью; административным органом не представлено доказательств наличия повреждений лесных насаждений вследствие сжигания порубочных остатков ООО "Корал"; Руководство по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга, утвержденное приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года N 523, при определении давности причинения повреждений и их степени не применялось; акты проверки соблюдения условий договора аренды от ДД.ММ.ГГ N 1, от ДД.ММ.ГГ N 2, акты осмотра мест рубок и протокол об административном правонарушении содержат разное описание выявленных нарушений; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку составившее его должностное лицо не участвовало в осмотре лесосек; должностным лицом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о проведении осмотра лесосек в порядке, установленном статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; административным органом не представлены доказательства нарушения пунктов 3.4.34 и 3.4.38 договора аренды лесного участка; вина общества в совершении вмененных правонарушениях не доказана, факты нарушений лесного законодательства на каждой из лесосек не установлены; вывод должностного лица о нарушении в квартале 68 (выдел 4), квартале 80 (выдел 35) "данные изъяты" участкового лесничества пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах противоречит актам от ДД.ММ.ГГ N 2, от ДД.ММ.ГГ N 82, а о нарушении в квартале 100 (выдел 33) "данные изъяты" участкового лесничества подпункта "а" пункта 17, пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах - акту от ДД.ММ.ГГ N 18; нарушен принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, административный материал N 30-09, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Согласно части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.При сжигании порубочных остатков должны обеспечиваться сохранность имеющихся на местах рубок (лесосеках) подроста, деревьев-семенников и других несрубленных деревьев, а также полное сгорание порубочных остатков (пункт 18 Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии с пунктом 44 Правил санитарной безопасности в лесах в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.
Договором аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом и условиями данного договора (пункт 3.4.14); соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила лесовосстановления и иные нормы и правила, установленные действующим законодательством (пункт 3.4.15); не допускать повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламления производственными отходами, сточными водами, бытовым и строительным мусором и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка и прилегающих к нему территорий в радиусе 50 м (пункт 3.4.32); при заготовке древесины соблюдать порядок, сроки и технологию, предусмотренные правилами заготовки древесины (пункт 3.4.34).
Факт совершения ООО "Корал" вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 02 июля N 30-09, актом проверки соблюдения условий договора аренды по "данные изъяты" участковому лесничеству от ДД.ММ.ГГ N 1, актом проверки соблюдения условий договора аренды по "данные изъяты" участковому лесничеству от ДД.ММ.ГГ N 2, копиями актов осмотра мест рубок, справками о количестве фактически заготовленной древесины ООО "Корал", фототаблицами к актам осмотра мест рубок, служебной запиской, ведомостями перерасчета деревьев, поврежденных при сжигании, расчетами ущерба, причиненного землям лесного фонда Российской Федерации, вследствие сжигания порубочных остатков и нарушения правил пожарной безопасности в "данные изъяты" и "данные изъяты" участковых лесничествах, копиями свидетельства о постановке на учет юридического лица, свидетельства о государственной регистрации, устава ООО "Корал", договора аренды лесного участка для заготовки древесины и ведения охотничьего хозяйства от ДД.ММ.ГГ (л.д.166-177, т.1), лесных деклараций от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ (л.д.187, 197, 205, т.1), оцененными должностным лицом и судьями обеих инстанций по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ООО "Корал" составов административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.31, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что вина общества в совершении вмененных правонарушениях, в том числе в нарушении пунктов 3.4.34 и 3.4.38 договора аренды не доказана, факты нарушений лесного законодательства на каждой из лесосек не установлены, опровергаются совокупностью вышеприведенных доказательств.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен уполномоченным должностным лицом. То обстоятельство, что данное лицо не участвовало в осмотре лесных участков, не влияет на допустимость протокола как доказательства.
Акты проверки соблюдения условий договора аренды от ДД.ММ.ГГ N 1, от ДД.ММ.ГГ N 2, акты осмотра лесосек и протокол об административном правонарушении содержат одинаковое описание выявленных нарушений, довод жалобы об обратном несостоятелен.
Ссылка в жалобе на то, что должностным лицом отказано в удовлетворении ходатайства о проведении осмотра лесосек в порядке, установленном статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии двух понятых, не влечет отмену судебных актов, поскольку по смыслу части 2 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства, заявленного лицом, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). В данном случае, принимая во внимание наличие письменных доказательств, подтверждающих вину ООО "Корал" в совершении административного правонарушения, такой необходимости должностным лицом не усмотрено.
Довод жалобы о том, что административным органом не представлено доказательств наличия повреждений лесных насаждений вследствие сжигания порубочных остатков, несостоятелен и опровергается актами осмотра мест рубок, фототаблицами к данным актам, справками о количестве фактически заготовленной древесины ООО "Корал", ведомостями перерасчета деревьев, поврежденных при сжигании, расчетами ущерба, причиненного землям лесного фонда Российской Федерации, вследствие сжигания порубочных остатков и нарушения правил пожарной безопасности в "данные изъяты" и "данные изъяты" участковых лесничествах.
Действовавшее законодательство не содержит правила об обязательном применении при определении характера повреждений лесных насаждений Руководства по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года N 523, для установления нарушения пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах.
Нарушение пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах в квартале 68 (выдел 4), квартале 80 (выдел 35) "данные изъяты" участкового лесничества подтверждается соответственно актами осмотра мест рубок от ДД.ММ.ГГ N 107, от ДД.ММ.ГГ N 115 (административное дело, т.1, л.д.172, 208). В этой связи отсутствие в акте проверки соблюдения условий выполнения договора аренды от ДД.ММ.ГГ N 2, составленном на основании актов осмотра мест рубок, указания на нарушение приведенного пункта Правил в одном из вышеуказанных выделов (35) не влияет на доказанность вины общества в совершении вмененного правонарушения.
Факты нарушений подпункта "а" пункта 17, пункта 18 Правил пожарной безопасности в лесах в квартале 100 (выдел 33) Шубинского участкового лесничества, вопреки доводу жалобы, подтверждаются содержанием акта осмотра мест рубок от ДД.ММ.ГГ N 18, фототаблицей к данному акту (административно дело, т.1, л.д.101).
Довод заявителя об отсутствии у него обязанности по сжиганию куч порубочных остатков, поскольку вследствие применения комбинированного способа очистки мест рубок часть собранных в кучу порубочных остатков была оставлена на перегнивание, подлежит отклонению. Согласно пункту 2.1 Лесохозяйственного регламента "данные изъяты" лесничества Алтайского края, утвержденного приказом Управления лесами Алтайского края от 30 декабря 2008 года N 174, сбор порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный сезон обязателен для применения в сосновых, лиственничных лесных насаждениях. Согласно копиям таксационных описаний кварталы "данные изъяты" лесничества, в которых выявлены нарушения подпункта "в" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, расположены в сухом бору пологих всхолмлений (почвы сухие А1) и в свежем бору (почвы свежие А2), на почвах которых нецелесообразно оставлять порубочные остатки на перегнивание ввиду длительности данного процесса. Травяной бор (почвы влажные А3) имеется лишь в квартале 82 (выдел 28) "данные изъяты" участкового лесничества и в квартале 103 (выдел 20) "данные изъяты" лесничества. Между тем, как правильно указано судьей краевого суда, данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вмененного правонарушения, поскольку сведения о нахождении порубочных остатков в понижениях в материалах дела отсутствуют, напротив, имеющимися доказательствами подтверждается неполное сгорание порубочных остатков, в том числе в вышеназванных кварталах и выделах, что свидетельствует о необходимости применения к данным порубочным остаткам огневого способа очистки мест рубок.
Довод жалобы о том, что рубка в лесосеках осуществлялась не в зимнее время, а в период с апреля по октябрь, подлежит отклонению, поскольку из вышеприведенных доказательств, в том числе копий лесных деклараций следует, что рубка осуществлялась в 2013 году и зимой 2014 года, в связи с чем общество обязано было провести весеннюю доочистку мест рубок от имеющихся порубочных остатков. В случае проведения рубок лесных насаждений весной очистку мест рубок от порубочных остатков следовало в соответствии с вышеприведенными положениями закона производить одновременно с заготовкой древесины до начала пожароопасного сезона, то есть до 01 апреля 2014 года.
Утверждение в жалобе о том, что срок исполнения обязанности по проведению весенней доочистки (до 31 мая 2014 года) на момент проведения проверки (с 12 по 23 мая 2014 года) не истек, основано на неверном толковании пунктов 16, 17 Правил пожарной безопасности в лесах, пункта 61 Правил заготовки древесины, по смыслу которых очистка мест рубок, в том числе весенняя доочистка от порубочных остатков должна быть осуществлена до наступления пожароопасного периода, который согласно приказу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01 апреля 2014 года N157 "О начале пожароопасного сезона 2014 года" наступил 01 апреля 2014 года. Кроме того, доказательств проведения ООО "Корал" весенней доочистки и до 31 мая 2014 года, которые опровергли бы имеющиеся в деле доказательства, не представлено.
То обстоятельство, что в соответствии с пунктом 18 Правил пожарной безопасности сжигание порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок, производится осенью, не свидетельствует об отсутствии нарушения подпункта "а" пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем не принимается во внимание.
Принцип презумпции невиновности, установленный статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении административного дела не нарушен.
Законность и обоснованность постановления должностного лица проверены судьями районного и краевого судов в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом доводов заявителя.
Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Алтайского краевого суда от 24 июня 2015 года, решение судьи Егорьевского районного суда Алтайского края от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корал" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.