Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фараджова Р. Джафар оглы на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 сентября 2015 года, которым
Фараджов Р. Джафар оглы, ДД.ММ.ГГ года рождения, являющийся гражданином "данные изъяты", уведомивший о пребывании в Российской Федерации по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении "номер" от ДД.ММ.ГГ, составленному старшим инспектором по особым поручениям ОИК УФМС России по Алтайскому краю майором внутренней службы Усановой Ю.В., ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" часов "данные изъяты" минут в "адрес" выявлен граждан "данные изъяты" Фараджов Р.Д.о., который незаконно пребывает на территории Российской Федерации, поскольку находится на территории Российской Федерации более 90 суток суммарно в течение периода в 180 суток, так как с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находился в России 86 суток, затем ДД.ММ.ГГ выехал и вновь въехал на территорию России, пребывая до ДД.ММ.ГГ, то есть более 90 суток суммарно, при этом патент либо разрешение на работу не получал, документов, подтверждающих право пребывания в Российской Федерации, не имеет. Таким образом, он нарушил ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранного гражданина в Российской Федерации". Поскольку допущено нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
По делу судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Фараджов Р.Д.о. просит об отмене постановления, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГ он уже был привлечен к ответственности сотрудниками миграционной службы за совершение этого же правонарушения и уплатил штраф в размере "данные изъяты" рублей, поэтому незаконно повторно привлечен к ответственности. Кроме того, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ не должен касаться иностранных граждан, состоящих в зарегистрированном браке с гражданином России, протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в нем исправлена дата составления протокола и т.д.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав Фараджова Р.Д.о. и его защитника Салманова Ш.З.о, поддержавших жалобу, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления судьи по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Азербайджан 03 июля 1997 года заключено Соглашение о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики, которое предусматривает въезд, выезд и передвижение по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания и регистрации, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам, указанным в приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению (статья 1). К числу таких документов относится общегражданский паспорт гражданина Республики Азербайджан (пункт 1 Приложения 2 к Соглашению).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 5 названного выше Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что гражданин Республики Азербайджан, в отношении которого оставлен протокол об административном правонарушении, не имеет документов, которые бы давали ему право на пребывание в Российской Федерации более общего срока, установленного для граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, срок его пребывания на территории Российской Федерации составляет 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Установив, что данный срок был нарушен, судья вынес постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В данном случае судьей не обращено внимание на то обстоятельство, что имеющаяся в материалах дела миграционная карта указывает на установление срока пребывания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - до ДД.ММ.ГГ. Между тем в нарушение статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ судьей не выяснены обстоятельства получения миграционной карты - кем она была заполнена в части установления названного срока, тогда как данное обстоятельство имеет существенное значение по делу, поскольку в силу позиции, сформулированной Европейским Судом по правам человека в Постановлении от ДД.ММ.ГГ по делу "Гладышева против России", риски, связанные с ошибкой, допущенной государственным органом, несет государство, а согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Более того, судьей допущены иные существенные процессуальные нарушения, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Фараджова Р. Джафар оглы, уроженца "данные изъяты".
Постановлением судьи к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ также привлечен уроженец "данные изъяты" Фараджов Р. Джафар оглы.
Однако в материалах дела отсутствует перевод паспорта лица, привлекаемого к административной ответственности, а имеется только миграционная карта, которая не является документом, удостоверяющим личность. Кроме того, в деле отсутствует документ, на основании которого установлено место рождения Фараджова - "данные изъяты", тогда как в судебном заседании он утверждает, что родился в "данные изъяты".
Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей достоверно личность иностранного гражданина не установлена, то есть в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ не установлено лицо, привлекаемое к административной ответственности, что не соответствует задачам производства по делам об административных правонарушениях и свидетельствует о существенном нарушении процессуальных норм.
При таких обстоятельствах постановление судьи нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, так как установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности не истек.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 сентября 2015 года отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.