Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Миграновой Д.Р.,
рассмотрев жалобу ФИО1 АО " ... " ФИО4 на решение судьи Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым
постановление старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ФИО3 N N ... от дата о признании юридического лица - АО " ... " виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ФИО3 N N ... от дата юридическое лицо - АО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Судьей Калининского районного суда адрес РБ по жалобе ФИО1 АО " ... " ФИО4 принято вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ФИО3 N N ... от дата и с решением судьи Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, ФИО1 АО " ... " ФИО4 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая их отменить. В обоснование жалобы указывает, что закон, обязывающий информировать компетентные органы о происшествии в течении суток, начал действовать лишь с дата, происшествие аварией или инцидентом не являлось, произошло по вине других лиц, соответственно, у общества не возникло обязанности по информированию природоохранной прокуратуры.
В судебном заседании защитники АО " ... " ФИО5, ФИО4, ФИО6 доводы жалобы поддержали в полном объеме.
ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по РБ ФИО7 в судебном заседании жалобу обоснованной не признал.
Прокурор ФИО8 возражал на удовлетворение жалобы.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Как следует из материалов дела, дата работниками АО " ... " в 15 часов 56 минут на 147,9 км продуктопровода " адрес" в адрес обнаружили факт несанкционированной врезки в трубопровод, ликвидировали ее, в результате чего произошел выход дизельного топлива в количестве 0,2 куб.м, повлекший загрязнение почвы на площади 6 кв.м.
Данную информацию о происшествии, произошедшем дата, АО " ... " представило в природоохранную прокуратуру дата.
Вина юридического лица подтверждается следующими доказательствами: актом технического расследования несанкционированной врезки от дата, копией оперативного сообщения об инциденте от дата г., копией заявления о возбуждении уголовного дела в ОП N2, копией постановления N ... о возбуждении уголовного дела, копией талона-уведомления о принятии заявления, объяснениями начальника отдела экологической безопасности АО " ... " ФИО9 от дата, согласно которым оперативное сообщение об инциденте в Ростехнадзор, администрацию адрес, госинспекцию труда, страховую организацию, профсоюзный орган и в прокуратуру направлена дата (л.д.44).
При таких обстоятельствах, оценив собранные по данному делу доказательства полно и всесторонне, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, старший государственный инспектор РФ по РБ по охране природы и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях АО " ... " имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Объективная сторона указанного правонарушения представляет собой в том числе действия по несвоевременному сообщению полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Вопреки доводам заявителя должностным лицом и судом первой инстанции установлены все квалифицирующие признаки объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения.
Частью 1 ст. 9 ФИО1 закона от дата N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего ФИО1 закона, других ФИО1 законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также ФИО1 норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 4 Правил от дата N 240 предприятия обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий, а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.
АО " ... " является владельцем опасного производственного объекта, соответственно, является лицом, обязанным сообщать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Принимая во внимание, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных ст. 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения в действиях АО " ... " в связи с тем, что обязанность по извещению органов власти и контроля об инциденте в 24 часа возникла у юридических лиц с дата, повлечь отмену состоявшихся по делу решений не могут, поскольку согласно вышеприведенных норм на момент происшествия у общества имелась обязанность немедленно оповестить в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о факте разлива нефтепродуктов независимо от объема разлива и от того, имела место быть авария или инцидент.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу решений в настоящей жалобе не приведено, и оснований для их отмены при рассмотрении жалобы не установлено.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ФИО3 N N ... от дата и решение судьи Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении АО " ... " оставить без изменения, жалобу ФИО1 АО " ... " ФИО4 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Фаршатова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.