Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Милютина В.Н.,
Ткачевой А.А.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ткачевой А.А. дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней Министерства финансов Республики Башкортостан, по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
адрес Республики Башкортостан, действующий в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО11 обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального района адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в течение месяца со дня вступления решения суда в законную в силу, указав в обоснование иска следующее. адрес Республики Башкортостан по обращению ФИО12. проведена проверка соблюдения ее прав на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Установлено, что З.В.Р. имеет на иждивении ФИО, дата года рождения, которая является инвалидом с детства, состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении с диагнозом "Симптоматическая эпилепсия сложного генеза (перинатальная патология, нейроинфекция) с генерализованными приступами, с выраженным снижением интеллектуально - мнестических функций; неврозоподный синдром ( ... ); системное недоразвитие речи средней степени", код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 06.822+G40.4. Постановлением главы Администрации сельского поселения Амангильдинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата ФИО14. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с наличием у ФИО13 тяжелой формы хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... ФИО15. имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья. Между тем до настоящего времени ФИО16 не обеспечена жилым помещением и вынуждена проживать в жилом доме площадью ... кв. м, не отвечающем санитарным и техническим требованиям, в котором проживают также ее мать З.В.Р., братья ФИО17., В.И.X.
Обжалуемым решением суда иск адрес Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ФИО удовлетворен частично. На Правительство Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить вне очереди ребенку-инвалиду - ФИО отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте муниципального района адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в муниципальном районе адрес Республики Башкортостан на каждого члена семьи, с учетом права ФИО на дополнительную жилую площадь, в удовлетворении остальной части иска прокурору отказано.
В апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом при постановке решения не учтено следующее: в соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания гражданина, являющегося инвалидом и нуждающегося в улучшении жилищных условий, малоимущим, обязанность по предоставлению такому гражданину жилого помещения должна возлагаться на администрации муниципальных и городских округов, а если такой гражданин не является малоимущим - на Правительство Республики Башкортостан; субъектам Российской Федерации переданы государственные полномочия Российской Федерацией по обеспечению жильем инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, Российской Федерацией субвенции для обеспечения инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, субъектам Российской Федерации не выделяются и поскольку ФИО в установленном порядке принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата, сведений о том, является ли она, либо члены ее семьи малоимущими, не имеется, а потому обязанность по обеспечению ее жильем не может быть возложена на Правительство Республики Башкортостан; Правительство Республики Башкортостан не является надлежащим ответчиком по данному делу, в качестве ответчика по требованиям инвалидов, принятых в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата и не являющихся малоимущими, о предоставлении им жилых помещений должно быть привлечено Министерство финансов Российской Федерации; в решении не указано количество членов семьи и общая площадь предоставляемого ФИО жилого помещения.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Министерства финансов Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что судом при постановке решения не учтено следующее: федеральным законом субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по обеспечению вне очереди жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после дата; адрес, как субъект Российской Федерации, законодательно не взяла на себя исполнение указанных полномочий; в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, малоимущими, предоставление им жилых помещений должно возлагаться на администрации муниципальных районов и городских округов, а в случаях, когда такие граждане не является малоимущим, обязанность предоставить им жилое помещение должна возлагаться на Правительство Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации; поскольку ФИО18 относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, а иные члены семьи таким правом не обладают, вывод суда о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи истца, состоящей из 3 человек, противоречит положениям подпункта 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом уровня обеспеченности ФИО жилой площадью и с учетом права ФИО на дополнительную жилую площадь истице может быть предоставлено жилое помещение в размере ... кв.м.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения указанных апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Правительства Республики Башкортостан С.А.Р., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение указанным требованиям отвечает не в полной мере.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 1 и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса перечне.
В п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства.
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне.
Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, согласуется с положениями ст. 40 (ч. 3) и 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса перечне.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 17).
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до дата, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до дата, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Суд, правильно применив указанные правовые нормы, пришел к правомерному выводу о том, что обеспечение истицы жилым помещением по договору социального найма должно осуществляться в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от дата N 189-ФЗ.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от дата инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами таких хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, гражданам страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Решением Совета муниципального районного адрес Республики Башкортостан "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения, в муниципальном районе адрес Республики Башкортостан" от дата N ... норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, признанного нуждающимся в жилом помещении, учитывается также при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, З.В.Р. имеет на иждивении ФИО, дата года рождения, которая является инвалидом с детства, состоит на диспансерном учете в медицинском учреждении с диагнозом "Симптоматическая эпилепсия сложного генеза (перинатальная патология, нейроинфекция) с генерализованными приступами, с выраженным снижением интеллектуально - мнестических функций; неврозоподный синдром ( ... ); системное недоразвитие речи средней степени", код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 06.822+G40.4.
ФИО19. вместе с матерью - З.В.Р., братьями ФИО20., В.И.X. проживает в жилом доме общей площадью ... кв. м, жилой - ... кв. м, расположенном по адресу: адрес.
Постановлением главы Администрации сельского поселения Амагильдинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата ФИО21. в установленном порядке принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
До настоящего времени ФИО22. жилое помещение по вышеуказанным правовым основаниям не предоставлено.
Сведений о наличии у ФИО23. прав на другие жилые помещения не имеется, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от дата N 04/101/006/2015-2045.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался приведенными нормами права и исходил из того, что в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации поскольку ФИО страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в утвержденный Правительством Российской федерации перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, то она имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Данный вывод суда является правильным и подтверждается материалами дела.
Учитывая, что ФИО до настоящего времени, не обеспечена жилым помещением, суд пришел к правомерному выводу о нарушении ее жилищных прав, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... "Об утверждении перечня тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" ФИО имеет право на внеочередное получение жилого помещения по норме предоставления жилого помещения.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно возложил на Правительство Республики Башкортостан обязанность предоставления ФИО жилого помещения по договору социального найма, расположенного в черте муниципального района адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Вместе с тем, Судебная коллегия е может согласиться с выводом суда о предоставлении ФИО жилого помещения площадью в размере, определяемом с учетом всех членов ее семьи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится ФИО, иные же члены ее семьи таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда о внеочередном порядке обеспечения ФИО жилым помещением площадью в размере, определяемом с учетом всех членов ее семьи в составе 4 человек противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка суда в обоснование данного вывода на статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" как на основание для внеочередного порядка обеспечения семьи Зираншиных в составе четырех человек жилым помещением по договору социального найма несостоятельна, данный вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от дата N 181-ФЗ является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от дата N 181-ФЗ не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Таким образом, решение суда в части возложения на Правительство Республики Башкортостан обязанности предоставить ФИО жилое помещение в размере, определенном с учетом всех членов ее семьи, подлежит изменению посредством исключения из резолютивной части решения суда слов: "на каждого члена семьи".
Доводы апелляционных жалоб о необходимости возложения обязанностей по предоставлению жилого помещения на адрес Республики Башкортостан не могут быть приняты судебной коллегией во внимание по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района не относится обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и членов их семей.
Часть 4 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гласит, что возложение па муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно положениям ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание нуждающегося в жилом помещении гражданина малоимущим.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что ФИО24. в установленном законом порядке не признана малоимущей, доказательств иного в обоснование своих доводов представителем ответчика Правительством Республики Башкортостан не представлено. При указанных обстоятельствах, обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО25 не может быть возложена на органы местного самоуправлении, поскольку адрес Республики Башкортостан полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронически заболеваний, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после дата, не наделена.
Доводы апелляционных жалоб со ссылкой на часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что в случае признания инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, малоимущими, предоставление им жилых помещений должно возлагаться на администрации муниципальных районов и городских округов, а в случаях, когда такие граждане не является малоимущим, обязанность предоставить им жилое помещение должна возлагаться на Правительство Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку статья 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не связывает право нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов на обеспечение жилыми помещениями с их материальным положением, признанием их малоимущими.
Довод апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Башкортостан о праве ФИО на предоставление жилого помещения площадью лишь в размере ... кв.м с учетом размера имеющейся у З.В.Р. жилой площади не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционных жалоб у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 июня 2015 года изменить, исключить из резолютивной части решения слова "на каждого члена семьи".
В остальной части решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнению к ней Министерства финансов Республики Башкортостан, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи В.Н. Милютин
А.А. Ткачева
Справка: судья Индан И.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.