Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В.
судей: Ткачевой А.А.
Хамидуллиной Э.М.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ткачевой А.А. дело по апелляционной жалобе Администрации Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 10 декабря 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор адрес Республики Башкортостан, действующий в интересах Х.Д.Р., обратился в суд с иском к адрес (ГО) адрес Республики Башкортостан (с учетом уточнения л.д. 39 - 42) об обязании предоставить Х.Д.Р. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указав в обоснование иска следующее. В связи с поступившим обращением Х.Д.Р. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Х.Д.Р. В ходе прокурорской проверки установлено, что Х.Д.Р., дата года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в установленном законом порядке жилым помещением, включена ответчиком в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением, однако благоустроенное жилое помещение Х.Д.Р., не являющейся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ответчиком до настоящего времени не предоставлено, тем самым нарушены жилищные права Х.Д.Р., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства. В связи с этим прокурор просит: признать незаконным бездействие Администрации ГО адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непредоставлении Х.Д.Р. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории ГО адрес Республики Башкортостан, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья; обязать ответчика предоставить Х.Д.Р. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории ГО адрес Республики Башкортостан, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья;
Обжалуемым решением суда бездействие Администрации ГО адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непредоставлении Х.Д.Р. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет на территории ГО адрес Республики Башкортостан, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья признано незаконным; на Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Х.Д.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет (л.д. 45 - 55).
В апелляционной жалобе Администрация ГО адрес Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда, указав в обоснование жалобы на то, что при постановке обжалуемого решения судом не учтено следующее: дело рассмотрено в отсутствие Министерства образования Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, которые к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора не привлечены, однако данным решением затрагиваются их права и обязанности; доказательств бездействия апеллянта материалы дела не содержат, поскольку апеллянтом в настоящее время ведутся работы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в связи с чем заключен муниципальный контракт с Акционерным обществом "Стройзаказчик" от дата на участие в долевом строительстве многоквартирного адрес по адресу: адрес, адрес, по условиям которого апеллянтом приобретается ... однокомнатных квартир в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обжалуемым решением нарушаются права ... детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также имеющих право на предоставление жилых помещений, но принятых в установленном порядке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ранее Х.Д.Р. (л.д.60 - 64).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Сафина А.Р., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти и на органы местного самоуправления (пункт 4).
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор относительно исковых требований, заявленных прокурором адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах Х.Д.Р., суд первой инстанции, правильно применив перечисленные нормы материального права, установилследующие юридически значимые для дела обстоятельства: Х.Д.Р., дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией ГО адрес Республики Башкортостан в установленном порядке принята на учет лиц данной категории, нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения; Х.Д.Р. зарегистрирована по месту жительства по адресу: адрес А, адрес; на основании распоряжения главы Администрации ГО адрес Республики Башкортостан от дата N 3469-р опекуном Х.Д.Р. назначена ФИО; Х.Д.Р. какого либо жилого помещения в собственности не имеет; Х.Д.Р. до настоящего времени благоустроенное жилое помещение ответчиком не предоставлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором исковых требований и наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, правомерным, соответствующим положениям норм материального и процессуального права, подлежащих применению к урегулированию спорных правоотношений.
Довод апелляционной жалобы о том, что данный спор рассмотрен судом без привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства образования Республики Башкортостан и Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, тогда как обжалуемым решением затрагиваются их права и обязанности, не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку согласно пункту 7 части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленные в статье 2 названного Закона Республики Башкортостан, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением нарушаются права иных граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, также имеющих право на обеспечение жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, принятых на учет лиц данной категории ранее Х.Д.Р., основанием для отмены обжалуемого решения суда не является на основании следующего.
Согласно пункту 3 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, при этом, в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона и достигшие возраста 14 лет, а предоставление гражданам данной категории жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона является основанием для исключения этих лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 указанного Федерального закона).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении лица, достигшего возраста 18 лет, который был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания такого лица в образовательной организации.
При этом указанный Федеральный закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 данного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что суду не представлено доказательств бездействия Администрации ГО адрес Республики Башкортостан и не учтено, что апеллянтом заключен муниципальный контракт от дата с Акционерным обществом "Стройзаказчик" на участие в долевом строительстве многоквартирного адрес по адресу: адрес, адрес, по условиям которого апеллянтом приобретается ... однокомнатных квартир в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку данный муниципальный контракт заключен после постановки обжалуемого решения суда и однозначно не свидетельствует о том, что одна из квартир в строящемся доме будет передана именно Х.Д.Р.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 10 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Черчага
Судьи: А.А. Ткачева
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья Большакова С.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.