Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Хайрутдинова Д.С., Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Аминеве И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2015 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация ГО г. Уфа РБ) о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес. В обоснование исковых требований указала, что она является собственником домовладения, расположенного по адресу: адрес. Указанное домовладение расположено на земельном участке по адресу: адрес, кадастровый номер N ... , общей площадью ... кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для обслуживания жилого дома. Согласно свидетельства о праве на наследство по закону от дата серии адрес4, серии адрес5 ФИО1, являющейся пережившей супругой ФИО6, умершего дата г., принадлежит 1/2 доля в праве в общем совместном имуществе супругов, приобретенном названными супругами во время брака, и 1/2 доли ввиду отказа в ее пользу дочери наследодателя - ФИО3 Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: жилого дома, основного строения - бревенчатого общ.тес.жилого дома (литер "А"), общей площадью ... кв.м., сарая тесового (литер "Г1"), бани бревенчатой (литер "Г2"), уборной тесовой (литер "I"), забора тесового редкого (литер "II"), колодца артезианского в лит. "а" (литер "III"), расположенного по адресу: адрес.
В настоящее время она решилавоспользоваться своим правом на приватизацию земельного участка. Однако, обратившись с соответствующим заявлением в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером N ... , получила ответ, что предоставление данного земельного участка в собственность бесплатно не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Администрация ГО г. Уфа РБ просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что истцом не представлено документов, подтверждающих право собственности на помещения 1-7 (лит. А1, А2, а). Суд пришел к преждевременному выводу об удовлетворении исковых требований истца, поскольку на спорном земельном участке находятся не только объекты недвижимости, принадлежащие истцу на праве собственности, но есть помещения чья собственность либо пользование не установлено - помещения 1-7 (лит. А1, А2, а). Таким образом, земельный участок находится в совместном пользовании этих лиц и распоряжение им возможно по соглашению сторон. До настоящего времени такого соглашения истцом не представлено. Отсутствие совместного обращения в орган местного самоуправления всех участников собственности свидетельствует об отсутствии общего волеизъявления, которое является обязательным условием предоставления права собственности на земельный участок. Согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 (ред. от 28.01.2015) спорный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд. Данное решение не отменено, не признано недействительным, не противоречит положениям земельного законодательства. В выписке ЕГРП отсутствует регистрация обременения на земельный участок, так как на основании п. 1,2 ст. 56 Земельного кодекса РФ не предусмотрена регистрация ограничения прав на земельные участки, установленных решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, решение суда вынесено в отсутствие достоверных и допустимых доказательств того, что спорный участок был предоставлен на законных основаниях истцу, либо иным лицам суду не представлено и судом не добыто, в связи с чем удовлетворение исковых требований о признании за ФИО1 права собственности на данный земельный участок в порядке приватизации не представляется возможным.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 - ФИО4, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч.1 ст. 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка. В соответствии с п.2 указанной статьи, при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В силу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ, согласно которому при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч. 9.1. ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находиться в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ либо после дня введения введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование этим земельным участком. В соответствии п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от дата - отвод гражданам земельных участков, как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жилых домов производился в бессрочное пользование.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником домовладения, расположенного по адресу: адрес на основании свидетельств о праве на наследство по закону от дата серии адрес4, серии адрес5. Право собственности ФИО1 на жилой дом лит. А (помещение на поэтажном плане: 8) зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ей выдано свидетельство о государственной регистрации права от дата за N ... (л.д. 12).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от дата серии адрес4, серии адрес5 ФИО1, являющейся пережившей супругой ФИО6, умершего дата г., принадлежит 1/2 доля в праве в общем совместном имуществе супругов, приобретенном названными супругами во время брака, и 1/2 доли ввиду отказа в ее пользу дочери наследодателя - ФИО3 Наследство, на которое выдано настоящее свидетельство, состоит из: жилого дома, основного строения - бревенчатого общ.тес.жилого дома (литер "А"), общей площадью 24,2 кв.м., сарая тесового (литер "Г1"), бани бревенчатой (литер "Г2"), уборной тесовой (литер "I"), забора тесового редкого (литер "II"), колодца артезианского в лит. "а" (литер "III"), расположенного по адресу: адрес.
Указанный жилой дом был приобретен на основании договора купли-продажи от дата г., удостоверенному нотариусом ФИО5 Первой Уфимской государственной нотариальной конторы, согласно которому ФИО6 купил у ФИО7 домовладение, состоящее из бревенчатого дома, двух сеней тесовых, бани к предбанником бревенчатого, трех сараев тесовых, сооружения тесового, находящиеся в городе Уфе, по адрес, расположенные на участке земли мерою ... кв.м. (л.д. 17).
Согласно сведений, содержащихся в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом, составленный по состоянию на дата, указанный жилой дом (лит. А), площадью ... кв.м., построен в 1934 году (л.д. 18-26).
Из указанного технического паспорта следует, что литеры А1 - пристрой, А2 - пристрой, а - веранда являются самовольными постройками
Указанное обстоятельство подтверждается также ответом Управления Росреестра по РБ на запрос суда апелляционной инстанции о собственниках вышеуказанных литеров А1, А2, а, из которого видно, что указанный регистрирующий орган владеет информацией о собственнике жилого помещения, площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес - ФИО1
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N ... от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес площадью ... кв.м., поставлен на кадастровый учет дата, ему присвоен кадастровый номер N ... , с разрешенным использованием: "Для обслуживания жилого дома" (л.д. 34-35).
Таким образом, фактическое пользование земельным участком по адресу: адрес происходит с 1934 года, с момента постройки дома. По состоянию на 1968 год площадь земельного участка составляла ... кв.м.
В настоящее время площадь земельного участка составляет ... кв.м. Границы испрашиваемого земельного участка согласованы, споров по границам земельных участков со смежными землепользователями не имеется, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка (л.д. 33). Доказательств обратного материалы дела не содержат, ответчиком не представлено.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ от дата об отсуствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, правопритязания, заявленные в судебном порядке права требования, аресты (запрещения) на указанный земельный участок отсутствуют (л.д. 39).
То обстоятельство, что истец добросовестно владеет и пользуется указанным выше земельным участком в соответствии с его целевым назначением для обслуживания индивидуального жилого дома, ответчиком не опровергнуто.
дата ФИО1 в порядке ст. 39.20 Земельного кодекса РФ обратился в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Как видно из дела, ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ N ... от дата г., испрашиваемый земельный участок или его часть входит в состав земель, зарезервированных для муниципальных нужд, о чем указано в ответе Управления по земельным ресурсам городского округа г. Уфы Республики Башкортостан N ... от дата (л.д. 14).
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО г. Уфа РБ не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечень которых приведен в части 1 данной статьи.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) установлено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 приведенного Постановления Правительства РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемые земельные участки в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемых земельных участках объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Администрацией ГО г. Уфа РБ доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота либо зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо установлен запрет на приватизацию в суд представлено не было.
Учитывая, что спорный земельный участок находился в фактическом бессрочном пользовании прежнего правообладателя земельного участка и собственника жилого дома до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, к истцу в связи с приобретением права собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке, в порядке правопреемства перешло право на получение данного земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал за ним права собственности на такой земельный участок.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут явиться основанием для отмены состоявшего по делу решения, поскольку не свидетельствуют о его незаконности и необоснованности.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
определила:
решение Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 29 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГО г. Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: Д.С. Хайрутдинов
Э.М. Хамидуллина
Справка:
судья Гималетдинов А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.