Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А.,
Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Сабитовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К.А.А. на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований, заявленных К.А.А. к Администрации сельского поселения Арслановский сельский совет муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Каюмов А.А. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Арслановский сельский совет муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан и к Администрации муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным нормам и требованиям, по договору социального найма, ссылаясь на то, что у него в собственности имеется жилой дом общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес.
Заключением межведомственной комиссии N ... от дата принадлежащий ему дом был признан непригодным для постоянного проживания.
Решением комиссии администрации Арслановского сельского поселения от дата., он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, он является инвалидом ... группы, не трудоспособен, никакой материальной помощи ему не оказывали и проживание в данном доме опасно для его жизни.
Жилой дом расположен в 5 метрах от проезжей части и постоянный шум мешает его отдыху, а так же постоянное движение транспорта способствует ускорению разрушения дома, собственных средств и возможностей для улучшения жилищных условий, он не имеет, в связи с чем просил обязать Администрацию Арслановского сельского поселения Арслановский сельский совет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрацию муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, К.А.А. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан, К.А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить в части, жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортсотан - Ф.Э.Ф. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что К.А.А., дата рождения, на праве собственности принадлежит жилой дом дата постройки, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес.
дата К.А.А. обратился к Главе Администрации Чишминский район Республики Башкортостан с заявлением об обследовании принадлежащего ему жилого дома (л.д.13).
Согласно Акту обследования помещения от дата г., жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, дата постройки, общей площадью ... кв.м., имеет ... % износа.
На основании заключения межведомственной комиссии N ... от дата указанный дом признан непригодным для проживания, в связи с чем К.А.А. на основании Решения комиссии администрации Арслановского сельского поселения от дата., был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Согласно статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 57 ч. 1 и ч. 2 п. 1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П "По жалобе гражданина А.Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение.
К.А.А. с заявлением о признании его малоимущим не обращался и таковым не признавался, поскольку в собственности у него имеется два земельных участка, стоимость которых превышает пороговые значения, установленные представительным органом местного значения.
По смыслу приведенных законоположений сам по себе факт непригодности жилого помещения для проживания не порождает права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ. Обязанность предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма возникает у органа местного самоуправления при наличии сведений о том, что принадлежащее собственнику жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не подлежит ремонту или реконструкции.
По настоящему делу такие сведения отсутствуют.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Администрация сельского поселения Арслановский сельский совет муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан, или Администрация муниципального образования Чишминский район Республики Башкортостан собственником спорного дома, в котором проживает истец, не является.
Кроме того, К.А.А., уточнив требования, заявляет о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения на территории либо адрес. В судебном заседании категорически возражал против обязания ответчиков предоставить ему равноценное жилое помещение на территории сельского поселения, поскольку полагает, что он заслужил иметь в пользовании благоустроенное жилое помещение со всеми удобствами именно в указанных поселках.
Вместе с тем, в соответствии со ст. ст. 2 и 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Поскольку вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска К.А.А. о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма является правильным по существу, коллегия не усматривает законных оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца К.А.А.
Нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного постановления, коллегией также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Гонтарь Н.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.