Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Хакимова А.Р., Хамидуллиной Э.М.,
при секретаре Аминеве И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения в лице филиала по г. Нефтекамску РБ
о признании решения о снятии с ФИО1, проживающего по адресу: адрес, льготы по уплате электроэнергии в размере ... рублей в месяц, незаконным и подлежащим отмене,
об обязании Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения в лице филиала по адрес РБ выплатить ФИО1 сумму в размере ... рублей - льготу по уплате за электроэнергию по объекту: адрес, за период за июль 2013 года по май 2015 года включительно, отказать.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование требований указал, что он является ветераном труда, инвалидом 2-ой группы. До 2013 года он пользовался льготой по уплате электроэнергии в размере ... рублей в месяц по объекту по адресу: адрес. Указанная сумма ежемесячно перечислялась на сберкнижку истца. Однако в июле 2013 года указанная льгота отделом труда и социальной защиты населения по Краснокамскому району РБ была снята. дата истец обратился к ответчику с заявлением с просьбой дать ему в письменной форме мотивированный ответ по поводу законности действий отдела труда и социальной защиты населения по Краснокамскому району РБ по вопросу снятия льготы по уплате электроэнергии. дата истцом получен ответ, в котором сделана ссылка на п. 27 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории РБ, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РБ от 29.12.2008 N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан" "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории РБ". Считает такой ответ несостоятельным, поскольку он ставил вопрос только по оплате за электроэнергию, а ему отвечают по оплате коммунальных услуг. Просит признать решение отдела труда и социальной защиты населения по Краснокамскому району РБ о снятии с ФИО1 льготы по уплате электроэнергии в размере ... рублей в месяц незаконным, подлежащим отмене; обязать отдел труда и социальной защиты населения по адрес РБ выплатить ФИО1 сумму в размере ... рублей - льготу по уплате за электроэнергию по объекту по адресу: адрес за период с июля 2013 года по май 2015 года включительно.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ФИО1 просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ ГКУ Республиканский центр социальной защиты населения ФИО3, согласившейся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно Преамбулы Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 06.04.2015 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28.2 указанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 13 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 г. N 130-з "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан" органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечивают реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления мер социальной поддержки инвалидам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется законом Республики Башкортостан.
Правительством Республики Башкортостан в целях реализации указанного Закона Республики Башкортостан 29 декабря 2008 года принято постановление N 466, которым утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации.
В силу п. 4 указанного Положения размер ежемесячной денежной компенсации определяется в процентном отношении, предусмотренном законодательными актами, указанными в пункте 2 настоящего Положения, к республиканским стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, состоящей их трех и более человек, ежегодно устанавливаемым Правительством Республики Башкортостан по муниципальным образованиям Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 2.2 Положения и в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ветеранам труда и инвалидам предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов от платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения (18 кв.м.) и нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 6 этого Положения при расчете размера ежемесячной денежной компенсации гражданину применяется величина республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, соответствующая:
средним условиям проживания граждан в муниципальном образовании, на территории которого гражданину осуществляется начисление расходов по оплате жилья и коммунальных услуг;
типу дома, в котором гражданин проживает (индивидуальному дому или многоквартирному дому).
Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривается, что ФИО1 пользуется мерой социальной поддержки - ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории "Инвалид 2 группы". Выплата назначена с дата пожизненно. Кроме того, из судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО1 имеет звание "Ветеран труда".
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 31 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации".
Согласно п.4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что коммунальные услуги истца состоят из электроэнергии и газоснабжения.
Из материалов дела следует, что ФИО1 была выплачена ежемесячная денежная компенсация по оплате коммунальных услуг в период апрель-июнь 2013 года по ... руб., с июля 2013 года по июнь 2014 года по ... руб., с июля 2014 по декабрь 2014 года по ... руб. с января по май 2015 года в размере ... руб. (л.д. 29).
На момент назначения истцу с 01.01.2009 г. ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, ее размер определялся на основании Постановления Правительства РБ от 29.12.2008 г. N 466 в редакции N 1. Пунктом 10 Положения было предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации, начисленной с 1 января 2009 года гражданам, относящимся к категориям, указанным в подпунктах 2.1 - 2.3 пункта 2 настоящего Положения, с учетом индексации, не может быть ниже денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленной им за ноябрь 2008 года. В случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленный в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения меньше размера денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленного поставщиками услуг за ноябрь 2008 года, назначается ежемесячная денежная компенсация, равная размеру денежного эквивалента натуральной льготы по оплате жилого помещения и коммунальных, услуг, исчисленного поставщиками услуг за ноябрь 2008 года. В последующем ежемесячная денежная компенсация будет исчисляться в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
Постановлением Правительства РБ от 17.06.2013 г. N 245 "О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2008 года N 466 "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" пункт 10 Положения был исключен, Положение дополнено пунктом 27 следующего содержания: "в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, ниже денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (натуральной льготы), определяемой в соответствии с законодательством для соответствующей категории граждан, производится доплата к размеру ежемесячной денежной компенсации до суммы денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Денежный эквивалент меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывается территориальным органом (отделом территориального органа) Минтруда РБ как натуральная льгота для соответствующей категории граждан (в денежном выражении) на основании представляемых гражданами документов.
Доплата к размеру ежемесячной денежной компенсации производится один раз в 6 месяцев:
гражданам, впервые обратившимся за назначением ежемесячной денежной компенсации после 1 июня 2013 года, - не ранее чем через 6 месяцев после ее назначения;
гражданам, получающим ежемесячную денежную компенсацию по состоянию на 1 июня 2013 года, - не ранее 1 декабря 2013 года.
Решение вопроса о назначении доплаты к размеру ежемесячной денежной компенсации осуществляется на основании следующих документов:
а) заявления о назначении доплаты к размеру ежемесячной денежной компенсации по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
б) документов, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 13 настоящего Положения;
в) документов, содержащих сведения о размере платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в разрезе видов услуг за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения по вопросу назначения доплаты, и документов, подтверждающих произведенные расходы в полном объеме (квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оплаченных ежемесячно).
Для семей, в составе которых несколько граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по различным основаниям, проживающих совместно, при расчете доплаты учитывается доля площади жилого помещения. При наличии в территориальном органе (отделе территориального органа) Минтруда РБ документов, указанных в настоящем пункте (со всеми необходимыми сведениями), представленных одним из носителей льгот, требование данного документа при обращении другого носителя льгот не допускается".
Таким образом, с момента вступления в законную силу Постановление Правительства РБ от 17.06.2013 г. N 245, а именно с 01 июля 2013 года произошло изменение расчета ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг, которыми являются также услуги по электроснабжению
С 01 июля 2014 года размер компенсации определяется в процентном отношении к республиканским стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг для проживающих в многоквартирных и индивидуальных домах, который утвержден постановлением Правительства РБ от 30.07.2014 г. N350 "О республиканских стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям в РБ на 2014 год и первое полугодие 2015 года" и устанавливается Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам.
В сельском поселении Новоянзигитовский сельсовет МР Краснокамский район РБ (в котором расположена дер. ... ) стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для проживающих в индивидуальных домах - ... руб., то есть 50% равно ... рублей.
Для отдельных граждан размер ЕДК меньше, чем они получают, поскольку республиканские стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг разрабатываются и устанавливаются в соответствии с федеральной методикой в разрезе муниципальных образований и соответствуют средним условиям проживания граждан в муниципальных образованиях.
ФИО4 обращался за доплатой дата - выплачено ... руб.
дата обратился повторно с неполным пакетом документов, ему был дан ответ от дата N ... , который обжалуется истцом.
Разрешая требования ФИО4, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив объяснения сторон, пришел к правильному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг производилась Государственным казенным учреждением Республиканский центр социальной поддержки населения в лице филиала по г. Нефтекамску РБ за период с июля 2013 года по май 2015 года включительно в полном объеме, в соответствии с вышеприведенными стандартами жилищно-коммунальных услуг для проживающих в многоквартирных и индивидуальных домах, который утвержден постановлением Правительства РБ от 30.07.2014 г. N350 "О республиканских стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям в РБ на 2014 год и первое полугодие 2015 года", Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 466 от 29 декабря 2008 года. Уменьшение данных сумм произошло из-за изменения сумм, установленных вышеуказанными стандартами.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Судом первой инстанции обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
Доводы апелляционной жалобы, были предметом судебного рассмотрения, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая, что доводов, по которым на основании предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: А.Р. Хакимов
Э.М. Хамидуллина
Справка:
судья Ханова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.