Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Троценко Ю.Ю.,
Хайрутдинова Д.С.,
при секретаре Фатхутдиновой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе З.И.Р. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления З.И.Р. об обязании Администрации ГО г. Стерлитамак отменить решение N ... от дата в части исключения его семьи из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы, восстановлении заявителя в списках претендентов, выдаче свидетельства и взыскании с Администрации ГО г.Стерлитамак судебных расходов, отказать.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
З.И.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Администрацию ГО г. Стерлитамак отменить решение N ... от дата в части исключения его семьи из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы, взыскать с Администрации ГО г.Стерлитамак судебные расходы.
Мотивирует тем, что в дата З.И.Р. с составом семьи был принят в состав участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2003-2010 годы. 01.09.2014г. администрация ГО адрес сообщила заявителю о том, что его семья включена в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в дата в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. В дата заявитель обратился в администрацию с целью узнать результаты рассмотрения документов, на что З.И.Р. выдана выписка из постановления администрации N ... от дата об исключении его из состава участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". Основанием для исключения послужило превышение возраста супруги заявителя, которой дата исполнилось 36 лет.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, З.И.Р. обратился в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что поскольку семья З.И.Р. на момент первоначального включения в подпрограмму на 2003-2010 года в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в подпрограмме, подлежащей реализации в 2011-2015 годах, оснований для ее исключения не имелось.
От Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан З.И.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель Администрации ГО г. Стерлитамак Республики Башкортостан - Т. Е.А., представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре - Н.Р.Р. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, в соответствии со статьей 327.1 частью 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установила, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом. Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Как установлено судом и следует из материалов дела, дата семья З.И.Р. (в составе 5-ти человек) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы.
Постановлением главы Администрации ГО г.Стерлитамак от дата N ... семья З.И.Р. составом семьи из ... человек исключена из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы, в связи с превышением одним из супругов возраста 35 лет.
Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2015 года N 1166-р было утверждено распределение в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках Подпрограммы.
02 июля 2015 г. государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре на основании сводного списка молодых семей-участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2015 году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете РБ и местных бюджетах республики на 2015 год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году.
В связи с исключением из числа участников Подпрограммы, на дату утверждения списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, семья З.И.Р. не включена.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Аналогичные положения содержатся в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 131.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе то обстоятельство, что семья З.И.Р. была включена в список участников подпрограммы еще в 2008 году не предоставляет истцам безусловное право на участие в подпрограмме на 2011 - 2015 годы и после достижения одним из супругов возраста превышающего 35 лет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В пункте 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Таким образом, участником Программы могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 131.
Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38, 40, 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.
Таким образом, на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, семья З.И.Р. перестала соответствовать требованиям, установленным пунктом 3 Порядка формирования органами местного самоуправления списка молодых семей, в частности, подпункту "а", что и послужило основанием не включения семьи в список претендентов.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
С учетом изложенного, суд правомерно пришел к выводу о том, что решение администрации ГО. Г. Стерлитамак об исключении семьи З.И.Р. из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" и Республиканской программы государственной поддержки молодых семей на 2011-2015 годы является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует требованиям закона и представленным по делу доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья З.И.Р. на момент первоначального включения в подпрограмму на 2003-2010 годы в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, была переведена для участия в подпрограмме, подлежащей реализации в 2011-2015 годах, оснований для ее исключения не имелось, не может служить основанием к отмене решения суда. Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О).
Иные доводы жалобы основаны на ином толковании закона.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 24 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу З.И.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи: Ю.Ю. Троценко
Д.С. Хайрутдинов
Справка: судья Халитова А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.