Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Нигматуллиной Р.Р.
Нурмухаметовой Р.Р.
при секретаре РИР.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 августа 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление МВВ., МЭА. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты насел Республики Башкортостан за счет средств бюджетных ассигнований выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пользу ФИО1 сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей, расходы на оказание юридической помощи в размере ... рублей.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты насел Республики Башкортостан за счет средств бюджетных ассигнований выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пользу МЭА сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей, единовременной материал помощи в размере ... рублей, расходы на оказание юридической помощи размере ... рублей.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 МЭА расходы на оказание юридической пoмощи в размере ... рублей каждому.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МВВ, МЭВ обратились в суд с иском
(с последующим его уточнением) к Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Башкортостан, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям о взыскании суммы финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей каждому, повременной материальной помощи в размере ... рублей, расходов на оказание юридической помощи в размере ... рублей.
В обосновании требований указывали на то, что в результате взрыва, произошедшего дата на складах воинской части 67684 Министерства обороны Российской Федерации, расположенной по адресу: адрес, пострадало их имущество первой необходимости, находящееся по адресу: адрес. Предусмотренные законом выплаты истцам не произведены.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2014 года в иске ВВМ В.В., ВВМ Э.А. к Правительству РБ, Министерству Финансов РБ, Администрации МР Иглинский район РБ, Администрации сельского поселения Урманский сельсовет МР Иглинский район РБ о взыскании денежных средств отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2014 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ВВМ В.В., ВВМ Э.А. без удовлетворения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 июня 2015 года решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 21 января 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 октября 2014 года отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в апелляционной жалобе указывают на незаконность и необоснованность решения суда, поскольку указанные выплаты должны были производиться Администрацией МР Иглинский район Республики Башкортостан; надлежащим ответчиком по настоящему делу являлось Министерство финансов РФ; в настоящее время в соответствии с законами о бюджете финансовых средств не имеется, выделение этих средств из резервного фонда Правительства РФ осуществлялось только в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением правительства РФ от 13.10.2008 N 750, иных оснований для перечисления в бюджет Республики Башкортостан данных средств не имеется.
Не соглашаясь с решением суда Министерство финансов РБ и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в апелляционной жалобе указывают на незаконность и необоснованность решения суда, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, отказав истца в удовлетворении требовании.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - БАВ поддержавшего доводы жалобы, ВВМ В.В., ВВМ Э.А. полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана (подпункты "а", "д", "м" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В порядке реализации указанных полномочий Правительством Российской Федерации издано постановление от 13 октября 2008 года N 750 (действовавшее на момент возникновения спорных отношений), которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для " ликвидации " чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Подпунктом "д" пункта 9 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Выплата финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренная подпунктом "д" пункта 9 Правил, регламентируется пунктом 9.2 данных методических рекомендаций, которым предусмотрено, что в случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50000 рублей; конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органом местного самоуправления; по результатам обследования составляются акты, которые подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; совершеннолетний член семьи ставит свою подпись в строке акта "С заключением комиссии и суммой финансовой помощи согласен"; на основании актов заполняются списки граждан на получение финансовой помощи, в которых указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что юридически значимыми обстоятельствами являются установление факта причинения вреда имуществу первой необходимости в результате произошедшего 26 мая 2011 года взрыва боеприпасов, независимо от того, какое именно имущество первой необходимости было утрачено, а также факта постоянного проживания гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.
Судебной коллегией установлено и сторонами не оспаривается, что 26 мая 2011 года в селе Урман Иглинского района Республики Башкортостан произошел взрыв боеприпасов на складах артиллерийского вооружения войсковой части
N 67684.
В связи с чрезвычайной ситуацией распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 1816-р в 2011 году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших 26 мая 2011 года в селе Урман, были выделены бюджетные ассигнования в размере 37047,7 тысяч рублей, в том числе, 8565 тысяч рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, 27050 тысяч рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, 1090,8 тысяч рублей на проведение аварийно-спасательных работ и 334,9 тысячи рублей на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуированных граждан.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18 ноября 2011 года N1468-р в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2011 года N 1816-р направлены бюджетные ассигнования в объеме 35615 тысяч рублей Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, в том числе, 8565 тысяч рублей - на оказание гражданам единовременной помощи, 27050 тысяч рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.
Администрацией сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан был подготовлен список граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 26 мая 2011 года в селе Урман муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан вследствие взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения воинской части 67684.
Указанный список согласован начальником Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан и 22 ноября 2011 года утвержден главой администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
ВВМ Э.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: адрес (том 1 л.д. 49-50).
Согласно справкам от дата, выданным администрацией сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, ВВМ В.В. и ВВМ Э.А. проживают по адресу: адрес, ВВМ В.В. зарегистрирован по указанному адресу (том 1 л.д. 16).
ВВМ Э.А. с дата зарегистрирована по адресу: адрес, ул. адрес, адрес; в соответствии со свидетельством N ... от
дата зарегистрирована по месту пребывания по адресу: адрес дата по дата (том 1 л.д. 18, 48).
Из акта осмотра без даты следует, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей дата в селе Урман муниципального района адрес Республики Башкортостан, у семьи ВВМ В.В. и ВВМ Э.А., проживающих по адресу: адрес, было повреждено следующее имущество: телевизор, шторы, тюль, 2 комплекта посуды, диван-кровать. В акте осмотра заключение о размере материальной и финансовой помощи отсутствует (том 1 л.д. 52).
Из заключения ООО "Центр юридической помощи "Благо" следует, что стоимость указанного поврежденного имущества ВВМ составила ... рублей (том 1 л.д.51).
Согласно информации администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан стоимость поврежденного имущества в указанной сумме была возмещена ВВМ В.В. за счет средств резервного фонда Правительства Республики Башкортостан, также был выполнен ремонт дома на сумму ... рублей (том 1 л.д.28-30, 96).
ВВМ В.В. был включен в список граждан, претендующих на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в адрес Республики Башкортостан, в составе семьи из 2 человек - его самого и РВС (том 1 л.д.54-56).
Согласно информации Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по адрес и городу Благовещенск от дата в представленных администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан списках значится ВВМ В.В., ему с учетом совместно зарегистрированных с ним ВВМ Э.А. и РВС выплачена единовременная финансовая помощь в размере ... рублей (том 1 л.д.80).
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истцов, суд исходил из того, что ВВМ В.В., ВВМ Э.А. на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и проживали по адресу: РБ, адрес, а ВВМ Э.А. являлась собственником дома и принадлежащему ей имуществу был причинен ущерб.
Кроме того судом, было учтено, что ВВМ В.В. было выплачено ... рублей, поэтому суд пришел к правильному выводу о том, что в его пользу подлежит взысканию сумма финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей с учетом выплаченного ( ... ), а в пользу ВВМ Э.А. подлежит взысканию сумма финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей, сумма единовременной материальной помощи в размере ... рублей.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он вытекает из установленных в судебном заседании обстоятельств и соответствует нормам гражданского законодательства.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд правильно пришел к выводу о взыскании указанных денежных средств с ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за счет бюджетных ассигнований, выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства Российской Федерации, как это предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 1816, поскольку именно Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства РБ были выделены денежные средства. Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан денежные средства на указанные цели не выделялись, свои обязанности по формированию списков граждан и документов на выплаты ею исполнены.
При разрешении спора судом взысканы расходы по оказанию юридической помощи в размере ... рублей каждому в порядке ст. 100 ГПК РФ.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку истцы с заявлением о взыскании судебных расходов в размере ... рублей, не обращались.
Согласно уточненному иску истцы просили суд взыскать с ответчиков расходы за оказание юридической помощи в размере ... рублей.
Более того истцы предоставили в материалы дела договор N ... на оказание юридической помощи в размере ... рублей (том 1 л.д.206).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части взыскания в пользу истцов расходов на оказание юридической помощи в размере ... рублей каждому, при этом указав взыскать по ... рублей каждому.
Давая оценку доводам жалоб и выводам суда первой инстанции в оспариваемом решении судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 августа 2015 года отменить в части взыскания судебных расходов, в отмененной части принять новое решение, которым:
Взыскать расходы на оказание юридической помощи с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу ФИО1 в размере ... рублей.
Взыскать расходы на оказание юридической помощи с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу МЭА в размере ... рублей.
В остальной части решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Нигматуллина Р.Р.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.