Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Троценко Ю.Ю.,
Хайрутдинова Д.С.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Абадовской Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2015 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах С.Л.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить С.Л.В., дата рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилого помещения, с учетом права С.Л.В., на дополнительную жилую площадь, но не менее ... кв.м.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан в интересах С.Л.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы по обращению С.Л.В. о нарушении прав на предоставление внеочередного и отдельного жилого помещения по договору социального найма проведена проверка.
Установлено, что С.Л.В., дата рождения находится под наблюдением психиатра с дата с диагнозом: умеренная умственная отсталость. Код заболевания по международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F 71.0 - хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
дата выдано заключение ВК N ... о том, что С.Л.В. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья и право на пользование дополнительной жилплощадью.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ТО г.Уфы N ... от дата заявитель С.Л.В. признана малоимущей.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфы N ... от дата заявитель С.Л.В. принята на учет нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Просили обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить С.Л.В., дата рождения, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м. с учетом права С.Л.В. на дополнительное жилое помещение.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, указав, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на Администрацию городского округа город Уфа РБ является не обоснованным и незаконным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Администрации городского округа г.Уфа - Т.Э.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить, жалобу удовлетворить.
Прокурор, С.Л.В. в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся на заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Судом установлено, что С.Л.В. является инвалидом третьей группы.
Согласно заключению ВК N ... от дата С.Л.В. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст. 57 ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 и на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа N ... от дата С.Л.В. признана малоимущей.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфы N ... от дата С.Л.В. принята на учет нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.
Между тем, до настоящего времени С.Л.В. не обеспечена жилым помещением.
Исходя из норм ст. ст. 14, 57, 58 ЖК РФ; ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ; руководствуясь Постановлениями Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 и от 21 декабря 2004 года N 817, которыми утверждены перечни тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире, а также заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, - суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
При этом, суд верно исходил из того, что истец является инвалидом третьей группы, имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном вышеназванным постановлением N 378, при котором с ней совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. При наличии такого заболевания истец, помимо указанного, обладает правом на дополнительную площадь.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение обязанности по предоставлению жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами заболеваний, на Администрацию городского округа город Уфа РБ является не обоснованным и незаконным, судебной коллегией отклоняются, поскольку действующее законодательство, ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает возможность предоставления во внеочередном порядке отдельным лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний жилым помещением по договору социального найма. В регионах учет этих граждан осуществляется местными органами власти.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное по доводам жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
Судьи: Ю.Ю. Троценко
Д.С. Хайрутдинов
Справка: судья Шакирова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.