Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Фахретдиновой Р.Ф.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Г.Г.Ф. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
заявление (административный иск) Г.О.В., С.Е.Н., К.Д.Д., К.Д.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан "дата", удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым "N", площадью 53 475 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы и складского комплекса, в размере его рыночной стоимости 81 160 000,00 рублей по состоянию на "дата".
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.О.В., С.Е.Н., К.Д.Д., К.Д.Ф., являясь сособственниками земельного участка с кадастровым "N", площадью 53 475 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы и складского комплекса, обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, мотивируя требование тем, что кадастровая стоимость земельного участка в результате проведенной массовой оценки земельных участков, расположенных в городском округе г.Уфа Республики Башкортостан, по состоянию на "дата" в размере 143 619 411,75 рублей не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете "Об определении рыночной стоимости земельного участка" "N" от "дата", выполненном оценщиком ИП Г.Л.Р. и подтвержденным заключениями эксперта некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Свободный оценочный департамент" "N" от "дата", "N" от "дата" на соответствие отчета требованиям законодательства и на подтверждение стоимости объекта оценки.
Рыночная стоимость спорного земельного участка определена оценщиком в размере 80 608 000 рублей по состоянию на "дата". Данное обстоятельство затрагивает право заявителей (административных истцов) на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Заявители (административные истцы) просили установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на "дата" в размере 80 608 000 рублей согласно отчету по оценке.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Г.Г.Ф. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению суммы налогов, поступающих в местный бюджет, что отрицательно скажется на возможности реализации социальных проектов, финансируемых за счет средств данного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Г.О.В. - З.Е.В., действующую на основании доверенности от "дата", Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Г.О.В., К.Д.Д., К.Д.Ф., С.Е.Н. на основании договоров купли-продажи от "дата" и "дата", дополнительных соглашений к договору от "дата", "дата", "дата" являются сособственниками земельного участка с кадастровым "N", площадью 53 475 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от "дата" серии "N", от "дата" серии "N", от "дата" серии "N", от "дата" серии "N".
По кадастровому паспорту "N" от "дата" земельный участок с кадастровым "N", площадью 53 475 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы и складского комплекса, на кадастровый учет земельный участок поставлен "дата".
В "дата" в "адрес" проведен очередной тур работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на "дата", результаты которой утверждены постановлением администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан "N" от "дата" "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан", опубликованным "дата" в газете "Вечерняя Уфа".
В соответствии с вышеуказанным постановлением, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по разрешенному виду использования земельного участка 2 685,73 руб./кв.м, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым "N", площадью 53 475 кв.м, составила 143 619 411,75 рублей по состоянию на "дата".
Оспаривая указанную кадастровую стоимость земельного участка, заявители (административные истцы) представили в материалы дела отчет "N" от "дата", выполненный оценщиком ИП Г.Л.Р., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "N" по состоянию на "дата" определена в размере 80 608 000 рублей.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете по оценке, судом по ходатайству представителя заявителя (административного истца) Г.О.В. - З.Е.В. назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО " Ц" Ч.О.С.
Согласно заключению эксперта ООО " Ц" Ч.О.С. от "дата" "N" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым "N", площадью 53 475 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", определена в размере 81 160 000 рублей по состоянию на "дата".
При таких данных суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административных истцов, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым "N" в размере, равном его рыночной стоимости - 81 160 000 рублей, по состоянию на "дата", исходя из того, что данное заключение эксперта сомнений не вызывает. Доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что снижение кадастровой стоимости земельного участка приведет к уменьшению суммы налогов, поступающих в местный бюджет, в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения. Административные истцы, реализуя свои права, гарантированные земельным законодательством и законодательством об оценочной деятельности, правомерно обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 249, 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Г.Г.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Р.Ф. Фахретдинова
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.