Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего
Тарасенко М.И.,
членов президиума
Латыповой З.У.,
Иващенко В.Г.,
Мустаева М.Ф.,
Юлдашева Р.Х.,
Усмановой Р.Р.,
Канбекова И.З.,
при секретаре
Яримове Т.М.,
с участием:
заместителя прокурора Республики Башкортостан
Логинова В.М.,
адвокатов -
Зеликмана А.М. и Исаева А.М.,
рассмотрел уголовное дело по кассационным жалобам адвоката Зеликмана А.М. в интересах осужденного Хусаенова Р.А. и адвоката Исаева А.М. в интересах осужденного Сапожникова Р.А. на приговор Кировского районного суда г. Уфы от 26 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Леонтьева С.А., выступление осужденных Хусаенова Р.А. и Сапожникова Р.А., их защитников Зеликмана А.М. и Исаева А.М., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Логинова В.М. об изменении судебных решений, президиум
установил:
по приговору Кировского районного суда г. Уфы от 26 декабря 2014 года
Хусаенов Р.А., дата года рождения, ранее не судимый,
осужден:
- по п.п. "а", "б" ч.3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы со штрафом в размере 100000 рублей;
- по ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ к 11 годам лишения свободы со штрафом в размере 300000 рублей;
- по ч.1 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере 200000 рублей.
На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 11 лет 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 350000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен с 26 декабря 2014 года, с зачетом времени нахождения под стражей с 29 марта 2013 года по 25 декабря 2014 года.
Сапожников Р.А., дата года рождения, ранее не судимый,
осужден:
- по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы;
- по ч. 3 ст. 30 и п. "б" ч. 2 ст. 228.1 УК РФ (по преступлениям от 10 и 17 октября 2012 года) к 5 годам лишения свободы со штрафом в размере 50000 рублей;
- по п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы со штрафом 100000 рублей;
- по ч. 3 ст. 30 и п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 11 годам лишения свободы со штрафом в размере 200000 рублей;
- по ч. 1 ст. 30 и п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере 100000 рублей.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 11 лет 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 250000 рублей.
Срок наказания исчислен с 26 декабря 2014 года, с зачетом времени нахождения под стражей с 29 марта 2013 года по 25 декабря 2014 года.
По апелляционному определению судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года приговор изменен, из описательно-мотивировочной части исключено словосочетание "действуя согласно предварительной договоренности с Хусаеновым Р.А." (абзац 4 стр. 4 приговора, л.д. 20 том 18).
Сапожников признан виновным в сбыте 27 сентября 2012 года наркотического средства - героина массой 0,071гр С.
Он же 10 и 17 октября 2012 года совершил покушение на незаконный сбыт Ф. через С. наркотического средства - героина массой 0,580гр и 0,105гр соответственно.
Хусаенов и Сапожников признаны виновными в сбыте 20 марта 2013 года наркотического средства - героина массой 0, 680гр, В. за 2000 рублей. В этот же день В. был задержан и в ходе досмотра у него обнаружено и изъято наркотическое средство "героин" (диацетилморфин), массой 0,680 грамм.
Хусаенов и Сапожников признаны виновными в покушении на незаконный сбыт 28 марта 2013 года в два приема С., участвующему при проведении оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка" в качестве условного покупателя, наркотического средства героина массой 0,406гр и 2,450 грамм.
Они же признаны виновными в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере. 28 марта 2013 года в ходе обыска по месту временного проживания Хусаенова Р.А. по адресу: г. Уфа, адрес обнаружено и изъято наркотическое средство героин, массой 91,350гр, а в ходе личного досмотра - 4,380 грамм, в ходе личного досмотра и обыска по месту жительства Сапожникова Р.А. было обнаружено и изъято 4,433 грамма наркотического средства героин.
В кассационной жалобе адвокат Зеликман А.М. в интересах осужденного Хусаенова, не согласившись с судебными решениями, указывает, что приговор основан на предположениях, в основу приговора положены доказательства, полученные с нарушениями закона, назначенное Хусаенову наказание является чрезмерно суровым. Осужденному назначено максимально возможное наказание по ч.1 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228-1 УК РФ без применения ст. 64 УК РФ. Из приговора необходимо исключить указание на то, что Хусаенов. вовлек Сапожникова в преступную деятельность. Хусаенов признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 228-1 УК РФ, поскольку искусственно были объединены две контрольные закупки, так как вторая закупка является незаконной, просит ее исключить и переквалифицировать действия Хусаенова на п. "а" ч.3 ст. 228-1 УК РФ. Материалы дела не содержат доказательств того, что наркотическое средство, переданное Сапожниковым С. 28 марта 2013 года, было получено для сбыта от Хусаенова. В связи с чем, уголовное дело по преступлению от дата в части покушения на продажу героина в крупном размере, подлежит прекращению. Просит судебные решения изменить и снизить срок наказания.
Адвокат Исаев А.М. в кассационной жалобе указывает, что суд назначил Сапожникову несправедливое наказание, вменил недоказанные эпизоды преступлений. Проверочные закупки от 10 октября 2012 года и 28 марта 2013 года проведены незаконно, Сапожников при этом не задерживался, помеченные деньги у него не изымались. Полагает, что оперативные сотрудники обязаны были пресечь якобы преступную деятельность Сапожникова еще 10 октября 2012 года, когда они якобы уже выявили факт сбыта наркотических средств. Вместо этого они проводили все новые и новые оперативные мероприятия, чем провоцировали совершение дальнейших преступлений. В основу приговора незаконно положены показания свидетелей И. и Б., присутствовавших при обыске в жилище Сапожникова, поскольку свидетели показали, что были пьяные, пили вместе, не понимали, что происходит. Что касается наркотических средств, обнаруженных при Сапожникове, то нет никаких доказательств наличия умысла на их сбыт. Указывает также на то, что нет никаких доказательств вывода суда о том, что Хусаенов вовлек Сапожникова в совершение преступлений.
Проверив материалы уголовного дела и доводы кассационных жалоб, президиум приходит к следующему.
Выводы суда о виновности Хусаенова и Сапожникова в совершении преступлений являются обоснованными и подтверждаются показаниями осужденных Хусаенова и Сапожникова, частично признавших вину, показаниями свидетеля Н., сдававшего комнату Хусаенову, в которой в ходе обыска были обнаружены наркотические средства; показаниями свидетеля В., приобретавшего наркотические средства у Сапожникова, в том числе присутствовавшего при покупке наркотических средств С.; показаниями свидетеля С., участвующего в качестве "условного покупателя" при проведении ОРМ "Проверочная закупка"; показаниями свидетелей Г.А., Г.Ф., С., Х., Г.М., Г., Ф., Д., В.Р., Г., Т., сотрудников УФСКН РФ по Республике Башкортостан об обстоятельствах проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе "проверочных закупок", направленных на выявление лиц, занимающихся незаконным сбытом наркотических средств, в ходе которых установлено, что данной преступной деятельностью занимались Хусаенов и Сапожников, при проведении последующих обысков по месту временного проживания Хусаенова и месту жительства Сапожникова, были обнаружены и изъяты из оборота наркотические и денежные средства; показаниями свидетелей М., Ю., К., А.А., Г., З., Ч., П., К., А., Б., И., принимавших участие в качестве понятых при проведении следственных и оперативных действий, проведенных 20 и 28 марта 2013 года, в ходе которых были проведены досмотры, обнаружены и изъяты наркотические средства, помеченные денежные средства.
Указанные выше показания получены с соблюдением требований УПК РФ, данных, свидетельствующих об оказании на участников какого-либо давления, а также о самооговоре или об оговоре из материалов дела не усматривается. Не доверять показаниям свидетелей у суда оснований не было, поскольку они последовательны, согласуются между собой и объективно подтверждены другими имеющимися в деле доказательствами, а именно: актами досмотра, добровольной выдачи, актами исследования денежных средств, справками об исследовании, заключениями экспертов, протоколами проверки показаний на месте, обысков, осмотров, детализации телефонных переговоров, и другими материалами уголовного дела.
Вопреки доводам жалобы, суд правильно установилна основании исследованных доказательств и указал в приговоре при описании преступного деяния, признанного судом доказанным, что Хусаенов Р.А. в период с января 2013 года в целях систематического получения прибыли от осуществления преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, вовлек Сапожникова Р.А., способного регулярно осуществлять непосредственный незаконный сбыт героина (диацетилморфина) на территории г. Уфа, в преступную деятельность.
Доводы жалобы об имевшей место провокации 28 марта 2013 года являются необоснованными, поскольку судом установлено, что Сапожников Р.А. сообщил С. о наличии наркотического средства "героин" и предложил последнему приобрести его, назначив цену 8000 рублей, дату, время и место встречи. Таким образом, действия сотрудников УФСКН РФ по Республике Башкортостан не являлись провокационными, поскольку умысел осужденных на сбыт наркотического средства сформировался не под влиянием проводимых оперативными сотрудниками оперативно-розыскных мероприятий.
Отвечают требованиям уголовно-процессуального законодательства и Закону РФ N 144-ФЗ от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" также иные оперативно-розыскные мероприятия, проведенные по делу, такие как "Наблюдение", "Контролируемая закупка". Тот факт, что осужденные не задерживались сразу же после проведения оперативно-розыскных мероприятий, не свидетельствует о незаконности этих мероприятий, тем более, что нормы действующего законодательства не обязывают сотрудников правоохранительных органов производить задержание лица непосредственно после выявления в его действиях состава преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и предоставляют им возможность осуществления дальнейших оперативно-розыскных мероприятий в целях установления соучастников преступления, выявления каналов поступления наркотиков, мест их хранения и т.д.
Судом достоверно установлен предварительный сговор на незаконный сбыт наркотических средств между Хусаеновым и Сапожниковым.
Доводы жалобы о том, что наркотическое средство, переданное Сапожниковым С. 28 марта 2013 года, было получено для сбыта не от Хусаенова, являются необоснованными, материалами дела не подтверждается.
Кроме того, как следует из показаний Сапожникова, второй раз 28 марта 2013 года он передал С. наркотики, которые он взял у Ю. в Сипайлово, а не у Хусаенова, который не давал ему наркотики, поскольку он не рассчитался за предыдущие партии.
Данный довод не может быть признан обоснованным, поскольку опровергается заключением судебно-химической экспертизы, в соответствии с которым героин, добровольно выданный С., массой 2,290гр. (вес наркотического средства героин после израсходования части при исследовании и экспертизе, первоначальный вес составлял 2,450гр), ранее могло иметь общий источник происхождения по сырью и технологии изготовления основного наркотического компонента с героином, изъятым из квартиры Н., где Хусаенов снимал комнату и хранил героин, с героином, изъятым при личном досмотре Хусаенова, при личном досмотре Сапожникова и при обыске в его жилище (т.2 л.д. 211-220). Героин массой 2,450гр, это тот героин, который реализован Сапожниковым С. во время второй "Контролируемой закупки" 28 марта 2013 года.
Показаниями свидетеля М. полностью опровергаются доводы жалобы о нахождении свидетелей Б. и И. при совершении следственных действий в состоянии сильного алкогольного опьянения, о чем Б. и И. показали в судебном заседании. Из показаний М. видно, что указанные свидетели были в совершенно нормальном состоянии.
Вместе с тем, президиум находит, что приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 401-15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По настоящему делу установлены существенные нарушения уголовного закона, повлиявшие на исход дела.
Как видно из приговора, суд установил, что после того как Сапожников и Хусаенов 20 марта 2013 года сбыли героин массой 0,680гр В., тот в ходе ОРМ "Наблюдение" был задержан, в ходе его личного досмотра наркотическое средство обнаружено и изъято.
Также в ходе ОРМ "Наблюдение" было изъято наркотическое средства, сбытое Сапожниковым С. 27 сентября 2012 года.
Поскольку наркотическое средство было изъято из незаконного оборота, действия Хусаенова и Сапожникова в части сбыта 20 марта 2013 года наркотического средства В. подлежат переквалификации на ч.3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч.3 ст. 228 УК РФ, как покушение на сбыт наркотического средства группой лиц по предварительному сговору в значительном размере, а действия Сапожникова в части сбыта наркотического средства С. 27 сентября 2012 года переквалифицировать на ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции ФЗ от дата N 87-ФЗ), как покушение на незаконный сбыт наркотических средств. Переквалификация деяний влечет соответствующее смягчение наказаний.
Кроме того, по преступлению от 28 марта 2013 года по ч.1 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228-1 УК РФ суд назначил Хусаенову и Сапожникову наказание в виде 10 лет лишения свободы, что соответствует максимально возможному. При этом, в качестве смягчающих наказание обстоятельств судом учтено: Хусаенову частичное признание вины, раскаяние в совершенном, состояние здоровья, наличие на иждивении малолетнего ребенка, положительные характеризующие данные; Сапожникову частичное признание вины, раскаяние в совершенном, наличие на иждивении малолетнего ребенка, положительные характеризующие данные.
Отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Таким образом, наличие смягчающих наказание обстоятельств на срок назначенного наказания не повлияли, поскольку суд первой инстанции назначил максимально возможный срок лишения свободы.
Вопреки доводам жалобы, каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенных деяний, что в свою очередь могло бы свидетельствовать о необходимости назначения осужденным наказания с учетом положений ст. 64 УК РФ, судом не установлено и из доводов жалоб не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п.6 ч.1 ст.401-14, ч.1 ст.401-15 УПК РФ, президиум
постановил:
приговор Кировского районного суда г. Уфы от 26 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года в отношении
Хусаенова Р.А. и
Сапожникова Р.А. изменить:
Переквалифицировать действия Хусаенова Р.А. с п.п. "а", "б" ч.3 ст.228-1 УК РФ (по преступлению от 20 марта 2013 года) на ч.3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч.3 ст.228-1 УК РФ УК РФ, по которой назначить наказание в виде 7 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей;
- по ч.1 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228-1 УК РФ наказание смягчить с 10 лет лишения свободы со штрафом в размере 200000 рублей до 9 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом 200000 рублей;
- на основании ч.2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч.3 ст.228-1, ч.3 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228-1 и ч.1 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228-1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить 11 лет 2 месяца лишения свободы со штрафом в размере 350000 рублей в исправительной колонии строгого режима.
Переквалифицировать действия Сапожникова Р.А. с ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции ФЗ от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ, преступление от 27 сентября 2012 года) на ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 228.1 УК РФ (в редакции ФЗ от 19 мая 2010 года N 87-ФЗ), по которой назначить наказание в виде 3 лет 10 месяцев лишения свободы;
- переквалифицировать действия Сапожникова Р.А. с п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (по преступлению от 20 марта 2013 года) на ч. 3 ст. 30 и п. п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить 7 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 100 000 рублей;
- по ч.1 ст. 30, п. "г" ч.4 ст. 228-1 УК РФ наказание смягчить с 10 лет лишения свободы со штрафом в размере 100000 рублей до 9 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом 100000 рублей;
- на основании ч.2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30 и п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч.3 ст. 30 и п.п. "а", "б" ч.3 ст.228-1, ч.3 ст. 30 и п. "г" ч.4 ст. 228-1 и ч.1 ст. 30 и п. "г" ч. 4 ст. 228-1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний окончательно назначить 11 лет 2 месяца лишения свободы со штрафом в размере 250000 рублей в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий М.И. Тарасенко
Справка:
судья Булатова Р.А.
СК: Дашкин А.А.(пред.), Галиев Р.Г. (док.), Янгубаев З.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.