Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - Шомахова Р.Х.
судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре - К. А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах Российской Федерации, определенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N" городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики о возложении обязанности представить в Управление Росприроднадзора по КБР расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2012, 1-4 кварталы 2013, 1-3 кварталы 2014 г.,
по апелляционной жалобе МКДОУ "Детский сад N" на решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя МКДОУ "Детский сад N" по доверенности Афаунову Е.Р., представителя Департамента образования местной администрации г.о. Нальчик по доверенности Д. М.К.поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора М. А.М., представителя Роспотребнадзора по КБР по доверенности Ш. З.М., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес", действуя в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКДОУ "Детский сад N" г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики, в котором просил обязать ответчика представить в Управление Росприроднадзора по КБР расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2012 г., 1-4 кварталы 2013 г., 1-3 кварталы 2014 г.
В обоснование требований указал, что в результате прокурорской проверки законодательства об охране окружающей среды, установлено, что ответчик не состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по КБР. Тем самым ответчик не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременно не осуществляет компенсационные выплаты. |Такие неправомерные действия ответчика препятствуют реализации принципов охраны окружающей среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
В судебном заседании помощник прокурора г.Нальчика - Л. А.Г., действующий по доверенности, требования поддержал, по основаниям, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКДОУ "Детский сад N" г.о. Нальчик в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
От ответчика поступило возражение относительно требований прокурора. В возражении ответчик просил отказать в удовлетворении требований прокурора, указывая, что, поскольку МКДОУ "Детский сад N" г.о. Нальчик является муниципальным учреждением, не имеет дохода, то оплатить расходы на проведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущие года, не представляется возможным. МКДОУ "Детский сад N" г.о.Нальчик сможет представить расчеты платы по мере финансирования местной администрацией г.о.Нальчик с момента постановки на учет. МКДОУ "Детский Ш N" г.о.Нальчик состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по КБР с 03.04.2015г.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ. представитель МКДОУ "Детский сад N" г.о.Нальчик Афаунова Е.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N, исковые требования прокурора не признала, указав, что они не знали о том, что бюджетные организации должны ежеквартально представлять в Управление Росприроднадзора по КБР расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, МКДОУ "Детский сад N" г.о.Нальчик заключило с ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических "измерений по ЮФО" возмездный договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЮФО" обязан оказать консультационные услуги в области иформационно-технического сопровождения материалов по паспортизации отходов (паспортов) и подготовить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Однако, Департамент образования Местной администрации г.о.Нальчик по настоящее время не обеспечил выделение бюджетных средств на финансирование указанных расходов, в том числе расходов, связанных с подготовкой пакета документов для получения паспорта природопользователя, и подготовки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, в этом судебном заседании А. Е.Р. просила отложить разбирательства дела для дачи времени на самостоятельную подготовку расчетов за негативное воздействие на окружающую среду и представления таких расчетов в Управлении Росприроднадзора по КБР.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по КБР К. Т.Н., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. N, в судебном заседании требования прокурора поддержал, считал их обоснованным. Суду представил отзыв на исковое заявление прокурора. В отзыве на исковое заявление Управление Росприроднадзора по КБР указывает, что в результате неисполнения ответчиком обязанности по формированию и сдаче расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и последующему внесению этих платежей, бюджеты разных уровней недополучают доходы для реализации мероприятий направленных на охрану окружающей среды.
Решением Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:
Исковое заявление прокурора г.Нальчика удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N" городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики представить в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кабардино-Балкарской Республике расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1-3 кварталы 2014 года.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, МКДОУ "Детский сад N", подало на него апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование своих доводов, ответчик в жалобе указывает, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены решения суда в апелляционным порядке являются неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Таким образом, МКДОУ "Детский сад N" г.о. Нальчик не является хозяйствующим субъектом, занимающимся размещением отходов в том смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ.
Вместе с тем лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, ставятся на учет в территориальных органах Росприроднадзора в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
С учетом изложенного, бюджетные организации на ряду с другими обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации по расчету и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду за установленные законодательством виды негативного воздействия на окружающую среду.
Ответственность отдельно за непредставление расчетов платы законодательством не установлена.
МКДОУ "Детский сад N" г.о. Нальчик является муниципальным учреждением, своего дохода не имеет, в связи с чем возможности оплатить расходы на проведение соответствующих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за предыдущие года, не имеет.
В ходе судебного разбирательства, истцом не были представлены суду доказательства того, что хозяйственная деятельность и не представление МКДОУ "Детский сад N" г.о. Нальчик расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартал 2012, 1-4 кварталы 2013 и за 1-3 кварталы 2014г. повлекли негативное воздействие на окружающую среду, которые причинили вред жизни и здоровью человека. В связи с чем, суд первой инстанции должен был удовлетворить требование истца в части представления расчетов платежей за негативное воздействие на окружающую среду только за 1-3 кварталы 2014г.
В жалобе ответчик указывает, что сможет представить расчет платы по мере финансирования Местной администрацией г.о.Нальчик с момента постановки его на учет Управление Росприроднадзора по КБР, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. и за 1-3 кварталы 2014г.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, Управление Росприроднадзора по КБР принесло на них свое возражение, в котором просило решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражении указывается, что ответчик в своей жалобе не указывает, какие нормы процессуального права судом первой инстанции были нарушены. Также не указывается, в чем выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ответчик не отрицал, что не представлял расчетов по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (далее ? НВОС) в указанные судом периоды.
По мнению Управления Росприроднадзора по КБР, судом первой инстанции не нарушены нормы материального и процессуального права, выводы сделанные судом отвечают фактическим обстоятельствам дела.
Суду первой инстанции, действительно, не представлялись доказательства привлечения ответчика и/или его должностного лица к административной ответственности за непредставление (или несвоевременное представление) расчетов за НВОС. Однако событие привлечения ответчика к административной ответственности не является условием для исполнения им возложенных на него законодательством обязанностей.
Обязанность по представлению расчетов платы за НВОС не связана с моментом постановки на учет лица в Управлении Росприроднадзора. По смыслу п. 1 ст. 16 7-ФЗ платным является непосредственно само негативное воздействие, которое в свою очередь выражается только в перечисленных в п. 2 ст. 16 7-ФЗ формах, которые в свою очередь не могут быть связаны с датой постановки на учет, а вызываются осуществлением хозяйственной деятельности, образованием отходов и эксплуатацией объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, ответчиком по настоящее время не представлены расчеты платы за НВОС за те периоды, которые признавались им обоснованными.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части и в пределах указываемых в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 данного постановления распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждена Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 Порядка расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Согласно пунктам 2, 3 Порядка расчет представляется плательщиками в уполномоченный орган по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не отрицал тот факт, что деятельность МКДО "Детский сад N" связана с негативным воздействием на окружающую среду, в частности, с размещением отходов. При этом расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2012 г., 1-4 кварталы 2013 г., 1-3 кварталы 2014 г. ответчиком не производился.
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод ответчика об отсутствии финансирования на проведение расчетов из муниципального бюджета г.о. Нальчик. Плательщики самостоятельно формируют расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия находит решение суда об удовлетворении иска прокурора обоснованным и соответствующим требованиям закона.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу
МКДОУ "Детский сад N" - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Х. Шомахов
Судьи: Е.И. Жерновой
З.Т. Тхагалегов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.