Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Луковицкой Т.А., Цыганковой В.А.
с участием прокурора
Мазиной О.Н.
при секретаре
К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 октября 2015 г. апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по гражданскому делу N 2-1924/2014 по иску Федерального государственного казенного учреждения " ... " Министерства обороны Российской Федерации к К.А.Н., К.Л.А. о признании недействительным решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, прекращении права общей долевой собственности на жилое помещение, применении последствий недействительности сделки, обязании освободить жилое помещение, сняться с регистрационного учета,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав объяснения представителя истца ФГКУ " ... " МО РФ - А.Т.А., представителя ответчика К.А.Н. - адвоката С.И.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ " ... " МО РФ обратилось в Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к К.А.Н., К.Л.А., в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просило суд признать недействительным решение ФГУ " ... " МО РФ от "дата" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, прекратить право общей долевой собственности ответчиков К.А.Н., Л.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", и применить последствия недействительности сделки, а именно обязать К.А.Н. и К.Л.А. возвратить Министерству Обороны Российской Федерации указанное жилое помещение, закрыть лицевой счет, сняться с регистрационного учета по указанному адресу, передать ключи от спорного жилого помещения в управляющую организацию, предоставить документы, подтверждающие освобождение жилого помещения в ФГКУ " ... " МО РФ. В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не было учтено наличие в собственности у дочери ответчика - К.Д.А. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении исковых требований ФГКУ " ... " МО РФ отказано.
В апелляционной жалобе истец ФГКУ " ... " МО РФ просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец К.А.Н. не явился, воспользовался правом на представление своих интересов через представителя. Истец К.Л.А., третье лицо К.Д.А. также не явились, о судебном заседании извещались надлежащим образом, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что согласно выписке из приказа Министра Обороны Российской Федерации по личному составу N ... от "дата", К.А.Н. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет в ВС: календарная " ... ".
Решением ФГУ " ... " МО РФ N ... от "дата" К.А.Н. в составе семьи из " ... "х человек принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с правом на дополнительную площадь по избранному месту жительства - "адрес".
"дата" К.А.Н. были предоставлены сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по установленной форме, в которых К.А.Н. указал на отсутствие жилых помещений, как занимаемых на основании договора социального найма, так и на праве собственности у К.А.Н. и его супруги К.Л.А., а также указал сведения о наличии у его дочери - К.Д.А. в собственности жилого помещения, с указанием оснований возникновения права собственности. Также К.А.Н. был предоставлен договор передачи квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в собственность граждан, справка о регистрации по указанному адресу, карточка лицевого счета, свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение.
Решением ФГКУ " ... " МО РФ N ... от "дата" К.А.Н. на семью из " ... "-х человек было предоставлено жилое помещение в виде отдельной " ... " квартиры общей площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: "адрес"
"дата" между ФГКУ " ... " Министерства обороны Российской Федерации и К.А.Н. заключен договор социального найма N ... жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Вступившим в законную силу решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" за К.А.Н. и К.Л.А. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Согласно положениям части 1 статьи 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (часть 13 указанной статьи).
В соответствии со ст. 15.1 п. 1 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" о 27.05.1998 N 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу п. 6 п. п. "а" Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:
а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);
г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
В соответствии с п. 7 ст. 57 ЖК РФ, п. 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 N 1280, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей на праве собственности.
Судом первой инстанции установлено, что до "дата" К.А.Н., К.Л.А. и К.Д.А. были зарегистрированы по адресу: "адрес"
Данные обстоятельства существовали и были известны на момент принятия решения о постановке семьи К. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма "дата".
Решение ФГКУ " ... " МО РФ от "дата" о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, К.А.Н. с составом семьи из " ... "х человек, с учетом супруги К.Л.А., до настоящего времени не отменено, не оспорено и не признано недействительным.
Стороны по делу не оспаривали тех обстоятельств, что К.А.Н. в период прохождения военной службы до принятия оспариваемого решения от "дата" иным жильем за счет средств федерального бюджета не обеспечивался.
При таком положении, принимая во внимание, что на момент постановки семьи ответчиков на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обстоятельства, на которые ссылается истец, существовали и при должной степени заботливости и осмотрительности истца могли ему быть известны; решение о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения не оспорено и не признано недействительным; на момент принятия решения о предоставлении спорного жилого помещения и заключения договора социального найма от ответчиков никакие дополнительные сведения не запрашивались, все необходимые сведения были предоставлены ответчиками, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования не могут быть признаны законными и обоснованными.
Стоит также отметить, что вступившим в законную силу решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" за К.А.Н. и К.Л.А. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Указанным решением было установлено отсутствие оснований, предусмотренных статьями 4, 11 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", препятствующих К. приватизировать занимаемое жилое помещение, в связи с чем за ними было зарегистрировано право собственности на спорную квартиру.
Таким образом, ответчики являются собственниками спорной квартиры, согласно вступившему в законную силу решению суда, учитывая, что при рассмотрении вышеуказанного иска о признании за К. права собственности на спорную квартиру ФГКУ " ... " МО РФ каких-либо возращений не заявляло, а также то, что решение о принятии ответчика на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом не оспорено, установив отсутствие оснований для прекращения права собственности ответчика на спорное жилое помещение и выселения ответчиков из спорного помещения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что само по себе признание недействительным акта о предоставлении жилого помещения и договора социального найма не может повлечь для истца правовых последствий.
Как установлено судом на основе имеющихся в деле документов, на основании предоставленных К.А.Н. сведений ему по договору социального найма была предоставлена спорная квартира.
В силу статьи 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в собственность.
Из приведенной нормы закона следует, что Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга разрешая требования К. о признании права собственности на спорную квартиру, исследовал вопрос предоставления, вселения и проживания К.А.Н. и членов его семьи в спорном жилом помещении.
ФГКУ " ... " МО РФ было привлечено к участию в данном деле в качестве ответчика, однако возражений по иску не заявляло, тогда как оспаривать правомерность заключения договора социального найма с К.А.Н. на квартиру "адрес" надлежало в рамках разрешения судом данного дела.
Поскольку договор социального найма реализован и у ответчиков зарегистрировано право собственности на спорное жилое помещение по решению суда, по которому истец являлся стороной по делу, то судебная коллегия полагает, что в соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные указанным решением, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах предъявленных исковых требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении, все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты отражены в постановленном по делу решении.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.