Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2015 года административное дело N 2-2680/15 по апелляционной жалобе О.А.Д. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2015 года по административному исковому заявлению О.А.Д. к администрации Московского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения от 24 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю. В., объяснения административного истца О.А.Д., представителя административного истца Л.А.Л., действующего на основании доверенности от 25 мая 2015 года сроком на 30 лет, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.А.Д. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Московского района Санкт-Петербурга от 24 октября 2014 года об отказе во включении О.А.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением; обязать администрацию Московского района включить О.А.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В обоснование требований О.А.Д. указал, что является ребенком-сиротой, включен в договор социального найма от 18 ноября 2008 года в отношении квартиры по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в которой зарегистрированы административный истец, его бабушка и дедушка, тетя и её сын, мать административного истца, лишенная в отношении него родительских прав. С 1 июня 2009 года административный истец совместно со своей бабушкой и дедушкой состоит на учете нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий. Административный истец обратился в администрацию Московского района по вопросу включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, ссылаясь на то обстоятельство, что его проживание с матерью, лишенной родительских прав, невозможно. Решением администрации Московского района от 24 октября 2014 года во включении в названный список О.А.Д. отказано.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2015 года О.А.Д. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит состоявшееся решение суда по делу отменить и вынести новое об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Административный истец и его представитель в заседание апелляционной инстанции явились, просят удовлетворить апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и что административный ответчик не рассмотрел все основания для обеспечения административного истца жилой площадью; оспариваемое решение подписано неполномочным лицом- начальником юридического отдела.
Представитель административного ответчика в заседание апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, документы об уважительной причине неявки не представил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Неявка в судебное заседание представителя административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что матерью административного истца является О.Ю.В., которая решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 октября 2005 года по делу N2-2821/2005 лишена родительских прав в отношении О.А.Д., опекуном которого был назначен дедушка О.В.А.; сведения об отце административного истца О.А.Д. в запись акта о рождении внесены со слов матери.
О.А.Д. зарегистрирован и проживает со дня рождения в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м.
18 ноября 2008 года в отношении указанной квартиры с бабушкой административного истца О.Д.И. заключен договор социального найма жилого помещения N8429, в который включены зарегистрированные и проживающие в квартире административный истец и его родственники О.Д.И. (бабушка), А.К.В. (тетя), О.В.А. (дедушка), О.Ю.В. (мать), А.А.Ю. (двоюродный брат).
01 июня 2009 года О.А.Д. вместе с бабушкой и дедушкой приняты на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий.
10 октября 2014 года О.А.Д. обратился в жилищный отдел администрации Московского района Санкт-Петербурга по вопросу принятия его на учет по улучшению жилищных условий в связи с невозможностью совместного проживания с матерью, лишенной родительских прав.
Письмом от 24 октября 2014 года Жилищный отдел администрации Московского района Санкт-Петербурга разъяснил О.А.Д. действующее законодательство о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сообщил о необходимости представления решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения для рассмотрения вопроса о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно справке Местной администрации муниципального образования Новоизмайловское от 15 октября 2014 года О.А.Д. относится к категории "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Разрешая заявленные О.А.Д. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный истец не представил необходимого в силу закона документа - решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, что служит основанием к отказу в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 4 статьи 8 указанного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
При этом, порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в соответствии с пунктом 5 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербура" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
а) обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1-3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
б) проживания в таких жилых помещениях лиц:
не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением;
бывших усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если усыновление отменено;
признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в дееспособности;
имеющих или имевших судимость либо подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.
В целях предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган согласно пункту 2 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N100-15 формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, для для включения в который список граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи или их законные представители представляют в уполномоченный орган заявление о включении в список в целях предоставления жилых помещений для детей-сирот, а также документы, перечень которых утверждается Правительством Санкт-Петербурга (пункт 3).
В соответствии постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года N 596 "О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга" администрации районов Санкт-Петербурга предоставляют жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1.1.); формируют списки детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот (1.2.); принимают решения о признании невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях (1.3.).
Согласно пункту 2 Положения о порядке ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, и обновления сведений, содержащихся в таком списке, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года N 596, администрации районов Санкт-Петербурга по месту жительства детей-сирот принимают решения о включении детей-сирот в список на основании документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, одним из которых является копия решения суда, вступившего в законную силу, об отказе в принудительном обмене занимаемого жилого помещения, заверенная соответствующим судом (в случае если основанием для включения ребенка-сироты в список является невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении совместно с лицами, лишенными родительских прав (п.3.1).
Поскольку основанием для вселения административного истца в квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", послужили родственные отношения и заключение единого договора социального найма, то все проживающие в настоящее время в квартире, в том числе О.А.Д. и его мать, лишенная родительских прав, не получили самостоятельного права пользования жилым помещением, их право пользования является с правовой точки зрения единым и не делимым, и все проживающие в жилом помещении лица составляют единую семью. Данный статус не зависит исключительно от семейно-родственных отношений, определяется совокупностью факторов, в том числе и кровным родством, единством оснований вселения в жилое помещение.
Учитывая представленные административным истцом документы и положения действующего законодательства, Администрация Московского района правомерно предложила О.А.Д. представить решение суда об отказе в принудительном обмене занимаемого жилого помещения для включения в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот.
Оспариваемый ответ на обращение подписан полномочным лицом-начальником Жилищного отдела Администрации Московского района, в чьи полномочия входит проверка документов до направления в жилищную комиссию и принятия Администрацией Московского района по существу обращения.
Ошибочный вывод суда о том, что оспариваемый ответ от 24 октября 2014 года является отказом во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, не влияет на законность принятого судом решения.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
В апелляционной жалобе не приведено правовых доводов к отмене постановленного решения, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.