Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Бутковой Н.А., Чуфистова И.В.
при секретаре З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 октября 2015 года административное дело N 2-1755/2015 по апелляционной жалобе К.Е.Л. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года по административному исковому заявлению К.Е.Л. к Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика Г.О.Д., действующей по доверенности от 12 января 2015 года сроком до 31 декабря 2015 года, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.Е.Л. обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ "адрес" и решение жилищной комиссии Администрации Петродворцового района; обязать Администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга в десятидневный срок с момента вынесения решения суда повторно провести заседание общественной комиссии по жилищным вопросам Петродворцового района по вопросу признания К.Е.Л. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в присутствии представителя К.Е.Л.- М.В.В., взыскать компенсацию морального вреда в размере " ... " рублей и расходы по оплате госпошлины в сумме " ... " рублей.
В обоснование требований К.Е.Л. указала, что 18 мая 2015 года обратилась в Администрацию Петродворцового района с заявлением о признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в удовлетворении которого было отказано, чем ей причинены нравственные страдания.
Решением Петродворцового районного суда города Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе К.Е.Л. просит решение отменить по тем основаниям, что решение об отказе в признании К.Е.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий не подписано главой Администрации Петродворцового района; судом неправильно установлены основания отказа и неправильно истолковано законодательство; К.Е.Л. были представлены все необходимые документы; по мнению К.Е.Л., понятие коммунальная квартира и комната в общежитии аналогичны по правовой природе.
В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В заседание апелляционной инстанции не явился административный истец, которая извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела не просила, документы об уважительной причине неявки не представила.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Представитель административного ответчика возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснил, что после представления всех документов К.Е.Л. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями закона, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемым решением не были нарушены права административного истца и отсутствовали основания для принятия её на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по представленным документам.
Указанный вывод суда соответствует материалам дела и требованиям материального закона.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К.Е.Л. с 23 сентября 2004 года зарегистрирована в общежитии Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Х.А.В. по адресу: г. Санкт-Петербург, Петродворец, "адрес", корпус " ... ", комната " ... ". Размер комнаты " ... " км.м. Совместно с К.Е.Л. зарегистрированы сыновья К.Л.И., " ... " года рождения, и К.А.И., " ... " года рождения.
18 мая 2015 года К.Е.Л. обратилась в Администрацию Петродворцового района с заявлением о принятии её и членов её семьи (сыновей) на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Письмом от 24 июня 2015 года Администрация Петродворцового района сообщила К.Е.Л. о рассмотрении её заявления на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам 26 июня 2015 года.
25 июня 2015 года представитель К.Е.Л. - М.В.В. просил обеспечить возможность К.Е.Л. (её представителю) присутствовать 26 июня 2015 года на заседании Жилищной комиссии Петродворцового района.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от 29 июня 2015 года администрации Петродворцового района К.Е.Л. отказано в постановке на учет в связи с не предоставлением документов о доходах и имуществе, находящемся в собственности, правоустанавлявающий документ (договор найма) на занимаемое жилое помещение; сведения об уплате алиментов; оценка стоимости транспортного средства, находящегося в собственности.
Уведомлением от 29 июня 2015 года за подписью заместителя главы администрации К.Е.Л. сообщено об отказе в принятии семьи на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N407-65 "О порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" решением общественной комиссии по жилищным вопросам района от 29 июня 2015 года- не представлены документы, установленные ст. 7 указанного Закона Санкт-Петербурга, п.2.6.2.1 Административного регламента и сообщено о возможности повторно рассмотреть вопрос общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации района после представления соответствующих документов.
Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексе порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются:1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч.2 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В силу части 4 статьи 52 настоящего Кодекса с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с учетом граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
В соответствии с п.1 ст.7 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган: заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи, паспорта заявителей и членов семьи, документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге не менее 10 лет, о месте жительства заявителя и членов его семьи, об обеспеченности жилыми помещениями, о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев до обращения для принятия на учет, о стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, о праве на дополнительную площадь, о техническом состоянии жилого помещения и иные документы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2.6.1.1. Административного регламента по предоставлению Администрациями районов Санкт-Петербурга государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утвержденного распоряжением Жилищного комитета от 30.08.2012 года N 766-р (с изменениями на 27 мая 2014 года).
В нарушение изложенного К.Е.Л. не были представлены документы о доходах в части размера получаемых алиментов, стоимости транспортного средства; договор найма занимаемого помещения.
Мнение К.Е.Л., что указанная ею стоимость транспортного средства, не должна подтверждается документами о его фактической стоимости, не основано на действующем законодательстве.
Утверждение административного истца о том, что коммунальная квартира и общежитие аналогичны по правовой природе, опровергается положениями статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой помещения в коммунальной квартире относятся к жилищному фонду социального использования, а жилые помещения в общежитии- к специализированному жилищному фонду.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае не представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Поскольку К.Е.Л. не представила необходимые документы, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 3.4.2. Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, в полномочия администрации районов Санкт-Петербурга входит ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
В целях обеспечения контроля за соблюдением прав граждан при рассмотрении вопросов, связанных с ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда при администрациях районов Санкт-Петербурга в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2005 года N141-рп созданы постоянно действующие районные жилищные комиссии, в состав которой входит заместитель главы администрации района Санкт-Петербурга, курирующий вопросы жилищного хозяйства.
Из вышеизложенного следует, что решение принято полномочным органом.
Поскольку права и законные интересы административного истца не были нарушены административным ответчиком, то суд обоснованно в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда и расходов по оплате госпошлины.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 11 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е.Л.-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.