Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Бережновой О.Н., судей Топорковой С.А., Шадриной Л.Е. при секретаре Лугиновой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Азаргинова Д.П. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2015 года, которым по иску Стручковой С.Е. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным
постановлено:
В удовлетворении исковых требований Стручковой С.Е. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" недействительным отказать.
Заслушав доклад судьи Топорковой С.А., пояснения представителя истца Азаргинова Д.П., судебная коллегия
установила:
Стручкова С.Е. обратилась в суд к ответчику с указанным иском, ссылаясь на то, что приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.12.2006 г. N ... награждена нагрудным знаком " ********". При обращении к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" ей было отказано ввиду того, что она не состоит в штате органа ... Полагает отказ ответчика в удовлетворении ее заявления о присвоении указанного звания незаконным, поскольку наличие указанного нагрудного знака, а также соответствующего трудового стажа являются достаточным основанием для присвоения названного звания. Просила признать отказ ответчика незаконным, возложить на ответчика обязанность присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Федорова Т.Д. просила отказать в удовлетворении искового заявления.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель истца Азаргинов Д.П. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование указал, что Федеральная служба государственной статистики входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 16 августа 2006 года N 123 "О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2006 году" и утвержденным Положением о нагрудном знаке определено, что данные ведомственные награды присваиваются не только работникам системы Федеральной службы государственной статистики, но и работникам внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временного переписного персонала, работникам федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ, а также работникам предприятий и организаций, независимо от форм собственности, принимавшим активное участие в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Полагает, что Положение не ставит обязательным условием факт работы лица, представленного к ведомственной награде, в данной отрасли, ввиду чего истцу не обязательно было состоять в штате органов Федеральной службы государственной статистики для награждения ведомственным нагрудным знаком.
Истец и представитель ответчика о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили.
В силу ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции. Учитывая изложенное, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя истца Азаргинова Д.П., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в исковых требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 5 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 177 от 10 мая 2006 г., при присвоении звания "Ветеран труда" следует учитывать, что ведомственные знаки отличия в труде рассматриваются при условии, что лицо, которому вручен ведомственный знак отличия в труде, являлось штатным работником данной организации (согласно записям в трудовой книжке). Между тем, как установлено судом, истец не являлась штатным сотрудником территориального органа Федеральной службы государственной статистики РС (Я).
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку он не противоречит нормам материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2006 г. N ... Стручкова С.Е. была награждена нагрудным знаком ********", выдано соответствующее удостоверение (л.д. 10).
Стручкова С.Е. обратилась в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Письмом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2015 года истице было отказано в присвоении звания по тем основаниям, что ведомственные знаки отличия в труде рассматриваются при условии, что гражданин, которому вручен ведомственный знак отличия в труде, являлся штатным работником данной организации.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) (далее - Закон "О ветеранах"), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы статьей 7 названного Федерального закона, в соответствии с пунктом 1 которой, ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с пунктом 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 5 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 177 от 10 мая 2006 г., при присвоении звания "Ветеран труда" следует учитывать, что ведомственные знаки отличия в труде рассматриваются при условии, если лицо, которому вручен ведомственный знак отличия в труде, являлось штатным работником данной организации (согласно записям в трудовой книжке), кроме лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР" или "Почетный донор России".
Согласно приказу Росстата от 16 августа 2006 года N 123 "О ведомственных наградах Федеральной государственной службы статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года" нагрудным знаком " ********" награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, проявившие себя в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года (пункт 1).
При этом, как указано в преамбуле приказа, ведомственные награды Росстатом учреждены в целях поощрения и морального стимулирования лиц, принимавших активное участие в подготовке и проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ФЗ "О ветеранах" звание "Ветеран труда" присваивается с учетом продолжительного добросовестного труда. Однако понятие "продолжительный добросовестный труд" конкретизируется, в частности, в п. 2 ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, которым установлено, что лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, являются ветеранами труда.
Определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого, собственно, гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Из анализа приведенных положений, трудовой книжки истицы, из которой следует, что она не являлась постоянным работником территориального органа Федеральной службы государственной статистики РС (Я), а привлекалась на определенный срок для проведения определенной разовой работы, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о награждении Стручковой С.Е. нагрудным знаком " ******** не за успехи в труде, а за участие в комплексном статистическом обследовании по сбору сведений в целях обеспечения информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации.
Таким образом, отказ Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в присвоении Стручковой С.Е. звания "Ветеран труда" является законным и обоснованным.
Поскольку нагрудный знак " ********" не может быть признан знаком отличия в труде, соответственно, не может расцениваться как основание для присвоения звания "Ветеран труда", в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о присвоении звания "Ветеран труда".
Решение суда основано на исследованных судом доказательствах, соответствует установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований к его отмене не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы состоятельными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Приложенная к жалобе судебная практика Верховного Суда Республики Башкортостан не является основанием для отмены решения суда, поскольку решения судов не имеют преюдициального значения и обстоятельства, установленные решениями суда по аналогичным спорам между иными сторонами, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2015 года по делу по иску Стручковой С.Е. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, а апелляционную жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
Л.Е. Шадрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.