Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тагиева С.О.-о. на постановление судьи Якутского городского суда от 23 ноября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Тагиева С.О.-о., _______ года рождения, гражданина и уроженца Республики ... , без определенного места жительства,
УСТАНОВИЛ:
21 ноября 2015г. в отношении Тагиева С.О.-о. ... ДПР ОП N ... МУ МВД РФ был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ по факту нарушения иностранным гражданином режима пребывания в России, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ и уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания.
Постановлением судьи Якутского городского суда РС (Я) от 23 ноября 2015 года Тагыйев С.О.-о. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с постановлением суда, Тагыйев С.О.-о. обратился с жалобой в Верховный Суд РС (Я), в которой просит постановление судьи изменить, исключить выдворение, поскольку на территории Российской Федерации у него проживает жена, которая является гражданской РФ и ... несовершеннолетних детей.
В судебном заседании Тагыйев С.О.-о. и его защитник Шоназаров Э. поддержал доводы жалобы.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
Согласно ст. 5 названного федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Согласно сведениям ФМС России АС ЦБДУИГ Тагыйев С.О.-о. въехал на территорию Российской Федерации 20 февраля 2015г. со сроком пребывания до 20 мая 2015г.
Таким образом, срок временного пребывания Тагыйева С.О.-о на территории Российской Федерации истек 20 мая 2015 года.
В материалах дела не содержится доказательств того, что Тагыйев С.О.-о обращался в органы УФМС России по РС (Я) по месту жительства по факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство.
Факт совершения Тагыйевым С.О.-о административного правонарушения и его виновность подтверждены собранными по данному делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что по истечении указанного срока Тагиев С.О.-о пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, т.е. является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Однако при назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации судом не было учтено то обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает О., с которой Тагиева С.О.-о состоит в фактических брачных отношениях. Также судом не было учтено, что у Тагиева С.О.-о с О. имеется на иждивении ... несовершеннолетних ребенка М. _______ г.р. и А. _______ г.р.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая приведенные выше обстоятельства прихожу к выводу о возможности изменить административное наказание, назначенное Тагиеву С.О.-о в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
При таких обстоятельствах, постановление Якутского городского суда РС (Я) от 23 ноября 2015 года подлежит изменению, с назначением административного наказания в виде штрафа.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ
Решил:
постановление судьи Якутского городского суда от 23 ноября 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Тагиева С.О.-о., _______ года рождения, гражданина и уроженца Республики ... , без определенного места жительства изменить, исключив наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Освободить Тагиева С.О.-о., _______ года рождения, из-под содержания в специальном учреждении для временного содержания иностранных граждан УФМС России по РС (Я).
Судья: З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.