Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Константиновой М.Р., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 07 декабря 2015 года гражданского дело по иску Житлухина А. Л. к администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма,
по апелляционной жалобе истца Житлухина А.Л. на решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Житлухина А. Л. к администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя ответчика администрации города Ижевска Седловой М.О. (доверенность NДО от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ) и представителя третьего лица администрации Первомайского района г. Ижевска Сазоновой Н.В. (доверенность N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год), возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Житлухин А.Л. обратился в суд с иском к администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что Житлухин А.Л. зарегистрирован по адресу: "адрес". Данное жилое помещение непригодно для проживания, поскольку ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом сгорел. В настоящее время истец вынужден проживать в Приходе храма "адрес", другого жилья не имеет.
В судебном заседании Житлухин А.Л. и его представитель Миловидов Н.Л., действующий на основании доверенности, требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Ижевска - Седлова М.О., действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснила, что требования истца не основаны на законе, поскольку жилое помещение, в котором проживал Житлухин А.Л., не находится в муниципальной собственности, а находится в собственности истца, процедура признания жилого помещения непригодным для проживания не соблюдена.
Представитель третьего лица - администрации Первомайского района г. Ижевска, Зиновьева Л.И., действующая на основании доверенности, признала исковые требования Житлухина А.Л. необоснованными, указав, что в настоящее время спорный жилой дом не признан непригодным для проживания в установленном законом порядке, решение администрации Первомайского района по этому вопросу не принято.
Суд постановилвышеуказанное решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указал на нарушение судом норм процессуального права, а именно: невручение ему копии определения о подготовке дела к судебному разбирательству, не извещение его о времени и месте судебного заседания на ДД.ММ.ГГГГ, необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, несвоевременное изготовление протокола судебного заседания.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции следующее.
Истец Житлухин А.Л. зарегистрирован по адресу "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
1/20 доля в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежит Житлухину A.Л. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке ГУ МЧС России по Удмуртской Республике N от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожено: кровля, второй этаж дома, внутренняя обшивка стен дома, мебель, бытовая техника, имущество, огнем поврежден первый этаж дома.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного кадастровым инженером ГУП "Удмурттехинвентаризация" Погасян О.М. следует, что здание по адресу: "адрес", общей площадью 290,7 кв. м, 2004 года постройки, поврежден пожаром; второй этаж и этаж "мансарда" полностью уничтожены пожаром, 1 этаж частично поврежден пожаром: на половине этажа присутствует только фундамент, на другой половине имеются стены, двери, перекрытие, крыша присутствует только над помещениями N и N по плану; электричество присутствует только в помещении N; в помещении N имеется металлическая печь. Процент износа лит. А - 80%.
Распоряжением главы администрации Первомайского района г. Ижевска N от ДД.ММ.ГГГГ Житлухин А.Л. признан малоимущим.
Распоряжением главы администрации Первомайского района г. Ижевска N от ДД.ММ.ГГГГ Житлухин A.Л. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма.
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУП "Удмурттехинвентаризация" проведено обследование объекта по адресу: "адрес", которым установлено, что на земельном участке находится неэксплуатируемый жилой дом литера А - 91% износа, поврежденный пожаром. Отсутствуют: ? крыши, ? стен, ? дола, ? перекрытия первого этажа, отопление, электричество; второй и мансардный этажи сгорели полностью.
Вышеназванные обстоятельства следуют из материалов гражданского дела и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований Житлухина А.Л. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с недоказанностью непригодности принадлежащего истцу жилого помещения для проживания.
С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, полагает их правильными, основанными на материалах гражданского дела и законе.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
При этом законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно пункту 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания предусмотрен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47.
В пункте 2 данного Положения указано, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (абзац 7 пункта 7 Положения).
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Таким образом, принятие решения о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии.
Как следует из материалов гражданского дела, объяснений стороны истца и представленных доказательств, истец в установленном порядке не обращался с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, комиссия для оценки принадлежащего ему жилого помещения адресу: "адрес" не создавалась, оценка соответствия указанного жилого помещения установленным требованиям не проводилась, заключение межведомственной комиссией не составлялось, соответствующее решение органом местного самоуправления не принималось. Доказательств обратного стороной истца ни суду первой, ни апелляционной инстанций не представлено.
Представленные в материалы гражданского дела стороной истца акты обследования, составленные ГУП "Удмурттехинвентаризация", надлежащими доказательствами непригодности для проживания принадлежащего истцу жилого помещения не являются.
Таким образом, доказательства признания принадлежащего истцу жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, не подлежащим ремонту или реконструкции, материалы гражданского дела не содержат, следовательно, у ответчика в порядке пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не возникла обязанность по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения на условиях социального найма.
Учитывая установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что стороной истца данные обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны.
Поскольку совокупности соответствующих доказательств ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было, несмотря на обсуждение судом указанных юридически значимых обстоятельств, в удовлетворении иска отказано обоснованно.
В то же время, судебная коллегия полагает необходимым исключить из текста оспариваемого решения ссылки суда на статью 32 ЖК РФ, предусматривающую гарантии обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, поскольку в данном случае речи об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не идет. Ошибочность ссылок суда на статью 32 ЖК РФ не влечет неправильности иных выводов оспариваемого решения.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права не влекут отмену правильного решения суда.
Из материалов гражданского дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права, оценка доказательствам.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены судебного решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 16 сентября 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу истца Житлухина А.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.