Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Бурова А.И., Соловьева В.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 16 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 2 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Т.В.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 12 августа 2015 года в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: г. Ижевск, "адрес".
Возложить на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска обязанность по выдаче Труфанову В.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: г. Ижевск, "адрес".".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Т.В.Н. (далее - административный истец) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска (далее? ГУАиГ, административный ответчик) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований указал, что на его обращение в ГУАиГ с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального дома на земельном участке, расположенном по адресу: г. Ижевск, "адрес", был получен отказ, который мотивирован тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж-2 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов является условно разрешенным видом использования земельного участка.
В судебном заседании Т.В.Н. доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ГУАиГ просил в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что отказ органа местного самоуправления соответствует действующему законодательству.
Суд постановилвышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУАиГ в лице представителя Н.С.Н. обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на то, что строительство индивидуального жилого дома на земельном участке заявителя подпадает под условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем, заявитель вправе был обратиться в Администрацию г. Ижевска с заявлением о проведении публичных слушаний и о получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Удовлетворяя заявленные требования, суд не исследовал представленные органом местного самоуправления доказательства несоблюдения заявителем процедуры получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Поскольку заявитель не получил разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка отказ в выдаче разрешения на строительство является правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб. В частности, дела об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц рассматриваются в соответствии с нормами главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, предусмотренных главой 34 КАС РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам определяет разрешение апелляционной жалобы представителя ГУАиГ Администрации г. Ижевска в соответствии с правовыми нормами глав 22, 34 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ - суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Т.В.Н. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: г. Ижевск, "адрес", что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (не оспоренных в установленном порядке).
31 июля 2015 года Т.В.Н. обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: г. Ижевск, "адрес".
Письмом ГУАиГ 12 августа 2015 года N01-07/6126 заявителю отказано в выдаче разрешения на данное строительство, в связи с нахождением земельного участка в границах территориальной зоны Ж2 - зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности, в которой новое строительство или реконструкция индивидуальных жилых домов является условно разрешенным видом использования земельного участка. Разъяснено, что до процедуры оформления разрешения на строительство индивидуального жилого дома необходимо проведение публичных слушаний и принятие положительного решения по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Рекомендовано обратиться в Администрацию города с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает права и интересы, препятствует собственнику использовать земельный участок по прямому назначению, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку разрешенный вид использования земельного участка "индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства" не противоречит градостроительному плану земельного участка и основания для отказа в предоставлении разрешения на строительство, предусмотренные пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9 статьи 1, статьёй 36, частью 5 статьи 41 и частью 3 статьи 44 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой техническую документацию по планировке территории (её развитию, определению границ и функционального назначения, размещению объектов капитального строительства), содержащую: сведения о границах земельного участка; границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информацию о градостроительном регламенте (видах разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства; предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 стать 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абзаца 2 пункта 3 статьи 85 ЗК РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Из материалов дела следует, что принадлежащий заявителю земельный участок располагается в составе жилой зоны.
Исходя из пункта 5 статьи 85 ЗК РФ, земельные участки, в составе жилых зон, предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Статья 56 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с чем, выводы суда первой инстанции о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, являются верными.
Таким образом, отказ заявителю в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке в составе жилых зон, нарушает его права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого, следует исходить из того, что органом местного самоуправления не предоставлены доказательства наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, не возможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка, существования обстоятельств, препятствующих выдаче в установленном статьей 51 Градостроительного кодекса РФ порядке разрешения на строительство.
Разрешенное использование земельного участка - индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, что отражено в кадастровой выписке о земельной участке и свидетельстве о праве собственности на земельный участок. Сведения об иных видах разрешенного использования данного земельного участка, а также о том, что данный вид разрешенного использования земельного участка является условно разрешенным, что не позволяет его использовать в соответствии с основным видом разрешенного использования, отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, изложенные в письме за N01-07/6126 от 12 августа 2015 года, отсутствовали.
Довод апелляционной жалобы о наличии у заявителя права на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в целях строительства индивидуального жилого дома не является основанием для отмены решения суда. То обстоятельство, что территориальная зона многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажной допускает размещение индивидуальных жилых домов в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка заявителя, не свидетельствует о законности оспариваемого им отказа.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции по доводам жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 2 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУАиГ Администрации г. Ижевск - Н.С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий - А.В. Полушкин
судьи: А.И. Буров
В.А. Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.