Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Полушкина А.В.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.Н.
с участием: представителя заявителя Желудовой А.Г. (доверенность от 10.04.2015г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее ООО " "данные изъяты"", истец) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:75, общая площадь 28691 кв.м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты", указывая в обоснование своих требований на определение независимым оценщиком рыночной стоимости данного земельного участка в указанном размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок находится в собственности истца в связи с чем, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной необходимо для уплаты справедливого налога на землю. Также ООО " "данные изъяты"" заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.
В судебном заседании представитель заявителя Желудова А.Г. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ " "данные изъяты""), Правительства Удмуртской Республики, УправленияРосреестра по Удмуртской Республике, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, Администрации "адрес", ПАО Банк " "данные изъяты"" извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд направила, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
В письменном пояснении на заявление УправлениеРосреестра по Удмуртской Республике не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В письменном пояснении на административное исковое заявление представитель по доверенности ПАО Банк " "данные изъяты"" Бушкова М.В. возражала против удовлетворения заявления, полагая, что истец пропустил установленный законом срок обращения в суд с данным заявлением.
В ранее состоявшемся судебном заседании представители ФГБУ " "данные изъяты"", Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Правительства и Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики не возражали против восстановления срока обращения в суд и удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Верховный суд республики ... рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлено, что Общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты""является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:75, общая площадь 28691 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание комплекса производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:75 составляет "данные изъяты"
Данная кадастровая стоимость установлена в результате государственной кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ".
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 18:26:032033:75внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты качественные и количественные показатели земельного участка не изменялись.
ООО " "данные изъяты"" ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Удмуртской Республике с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением об отказе в принятии заявления к рассмотрению от ДД.ММ.ГГГГ N Комиссия не приняла к рассмотрению заявление истца в связи с пропуском установленного законом пятилетнего срока подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно отчету об оценке ООО " "данные изъяты"" N ОКА180209/ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:75, общая площадь 28691 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание комплекса производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" рублей, на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере "данные изъяты".
Данные обстоятельства, помимо объяснений, участвующих в деле лиц, объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами, которые судом изучены в судебном заседании, проверены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ и признаны отвечающими критериям допустимости, относимости и достоверности. Основания сомневаться в достоверности представленных отчетов оценки рыночной стоимости земельных участков у суда отсутствуют.
Отчет об определении рыночной стоимости земельных участков соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, что подтверждено положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "данные изъяты"" N/С-15 от ДД.ММ.ГГГГ.
Заключение экспертов соответствуют требованиям статьи 82 КАС РФ, квалификация экспертов и оценщиков подтверждены имеющимися в деле дипломами о профессиональном образовании и подготовке, свидетельствами на право осуществления оценочной и экспертной деятельности.
Административным ответчикам и заинтересованным лицам определением суда разъяснено право оспорить результаты оценки, представленной заявителем, включая право ходатайствовать перед судом о назначении судебной оценочной экспертизы. Административные ответчики заявленные требования не оспорили, с представленной оценкой рыночной стоимости земельного участка согласились. Спор о размере рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ между участвующими в деле лицами отсутствует.
Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 248 КАС РФ, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров орезультатах ее определения.
Положениями статьи 24.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Между тем пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума N от ДД.ММ.ГГГГ Верховный Суд РФ разъяснил, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:75, были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, действующая на сегодняшний день кадастровая стоимость земельного участка определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ", а с настоящим административным исковым заявлением в суд ООО " "данные изъяты"" обратилось только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока обращения в суд.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а КАС РФ - ДД.ММ.ГГГГ, и ранее действовавшее законодательство не устанавливало срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признает причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению. В связи с изложенным, суд отклоняет возражения заинтересованного лица ПАО Банк " "данные изъяты"" как необоснованные.
С учетом изложенного суд находит заявленные исковые требования ООО " "данные изъяты"" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что требования административного истца сводятся к установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере её рыночной стоимости (изменению кадастровой стоимости, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости), не связаны с оспариванием нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, а также принимая во внимание, что удовлетворение данных требований влечет изменение соответствующих сведений о кадастровой стоимости в государственномкадастре недвижимости, исполнение вступившего в законную силу решения суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости Федеральным законом N 221-ФЗ возложено на ФГБУ " "данные изъяты"" как на орган кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-179, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:032033:75, общая площадь 28691кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание комплекса производственных зданий и сооружений, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" размере его рыночной стоимости "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья А.В. Полушкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.