Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре П.Н.В. с участием представителя административного истца Ч.А.Н. представителя Правительства УР К.С.В представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению бюджетного профессионального образовательного учреждения "данные изъяты" об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков,
установил:
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение "данные изъяты" (далее по тексту- БПОУ "данные изъяты".") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки земельных участков. Требования мотивировало тем, что - БПОУ "данные изъяты" принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в "данные изъяты" рублей. Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость указанного земельного участка составила "данные изъяты" рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенный по адресу: "данные изъяты" Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в "данные изъяты" рублей. Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость указанного земельного участка составила "данные изъяты" рублей.
Суммы кадастровой стоимости земельных участков влияют на размер уплачиваемого земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме.
Представители административных ответчиков не возражали против удовлетворения требования административного истца.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился, данное лицо было извещено о времени и месте судебного заседания, неявка его представителя не препятствует рассмотрению данного дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании передаточных актов (с приложением) от ДД.ММ.ГГГГ административный истец является владельцем земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" и земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" и была установлена: для земельного участка с кадастровым номером N - в размере "данные изъяты" руб., для земельного участка с кадастровым номером N - в размере "данные изъяты" руб.
Отчетами по определению рыночной стоимости земельных участков N N, N N от ДД.ММ.ГГГГ составленными ООО "данные изъяты" установлено, что рыночная стоимость земельных участков:
-по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" рублей,
-по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" рублей.
Согласно экспертных заключений N N от ДД.ММ.ГГГГ НП "данные изъяты" отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков N N, N N соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость, установленную отчетами об оценке земельных участков, административный истец обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельных участков административного истца, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что административный истец вправе требовать определения кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 62 КАС РФ - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает:
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Административным истцом представлены отчеты :
- N N от ДД.ММ.ГГГГ по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" составленный ООО "данные изъяты" согласно которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты" руб.
- N N от ДД.ММ.ГГГГ по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" составленный ООО "данные изъяты" согласно которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" руб.
Законность и обоснованность данных отчетов подтверждена экспертными заключениями.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков относительно данных, содержащихся в названных отчетах, суд считает требование административного истца подлежащим удовлетворению.
Однако Постановлением Правительства УР от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в УР, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N установленной в судебном порядке в размере их рыночной стоимости ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества, утвержденной Постановлением Правительства УР от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года"
Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление бюджетного профессионального образовательного учреждения "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
- с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 17 декабря 2015 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.