Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.,
судей Жегалова Е.А., Савельевой М.А.,
при секретаре Трофимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в городе Новосибирске 10 декабря 2015 года гражданское дело по иску прокурора Новосибирской области в интересах Абрамушкиной А. А. к министерству здравоохранения Новосибирской области, государственному казенному учреждению Новосибирской области "Новосибоблфарм" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать обеспечение медицинским изделием, по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Новосибирской области - Рахматуллина Р.Г. на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 30 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мулярчика А.И., выслушав объяснения представителя Минздрава НСО - Рахматуллина Р.Г., представителя ГКУ НСО "Новосибоблфарм" - Валову Е.А., поддержавших доводы жалобы, объяснения прокурора Садовниковой Е.И. и представителя ГАУЗ НСО "Городская клиническая поликлиника N 1" - Хамитовой В.В., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах Абрамушкиной А.А. к министерству здравоохранения Новосибирской области, ГКУ Новосибирской области "Новосибоблфарм" о признании незаконным бездействия, возложения обязанности организовать обеспечение медицинским изделием, в котором указал, что Абрамушкина А.А. проходит в ГАУЗ Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N1" лечение с диагнозом "данные изъяты" Врачебной комиссией ГАУЗ Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N1" принято решение об обеспечении Абрамушкиной А.А. тест-полосками "данные изъяты" на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем врач-терапевт выдал Абрамушкиной А.А. рецепт на получение 1 стандарта тест-полосок "данные изъяты", который был предъявлен в аптечный пункт ДД.ММ.ГГГГ и учтен в журнале отложенного спроса. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по указанному рецепту тест-полоски не выданы.
В нарушение п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. N 328, ответчики, имея сведения о необходимости обеспечения Абрамушкиной А.А. вышеназванным медицинским изделием, не приняли меры по организации отсроченного обслуживания. Учитывая изложенное, истец просил признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Новосибирской области и государственного казенного учреждения Новосибирской области "Новосибоблфарм" в связи с необеспечением Абрамушкиной А.А. медицинским изделием - тест-полосками "данные изъяты" в соответствии с медицинскими показаниями; возложить на министерство здравоохранения Новосибирской области и государственное казенное учреждение Новосибирской области "Новосибоблфарм" обязанность организовать обеспечение Абрамушкиной А.А. медицинским изделием - тест-полосками "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями (360 тест-полосок на 3 месяца).
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 30.09.2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С данным решением не согласился представитель министерства здравоохранения Новосибирской области Рахматуллин Р.Г., в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводом суда о том, что основанием формирования дополнительной заявки является заключение профильного специалиста с указанием схемы лечения, поскольку контроль за уровнем крови, для чего предназначены тест-полоски, не является лечением.
Судом необоснованно отклонен довод ответчика о том, что дополнительная заявка была рассмотрена в день ее поступления, что подтверждается имеющейся в деле выпиской из системы 1С-ДЛО. Ссылки суда на отметку на дополнительной заявке "финансовый год закрыт", сделанную при возвращении заявки в поликлинику, не состоятельны, поскольку в заявке отсутствуют штамп регистрации канцелярии министерства, роспись должностного лица, рассмотревшего дополнительную заявку, и не указана должность специалиста.
Считает несостоятельным вывод суда о несоответствии указанной в дополнительной заявке дозировки той, которая указана в системе 1С-ДЛО, что является основанием для отказа в дополнительной заявке по причине неправильно рассчитанного курса лечения. При этом, суд не исследовал оригинал журнала отсроченного спроса, карту гражданина, имеющего право на получение социальных услуг по учету отпуска лекарственных средств, не установилфакт обращения пациента за лекарственным средством ДД.ММ.ГГГГ, не установиллиц, заполнявших журнал.
Апеллянт считает, что при вынесении решения судом не учтено то обстоятельство, что поликлиника после направления дополнительной заявки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не интересовалась ее судьбой.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Абрамушкиной А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., бессрочно установлена инвалидность 3 группы, она проходит лечение в ГАУЗ НСО "Городская клиническая поликлиника N 1" с диагнозом "данные изъяты"
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон N 178- ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 6.2 вышеназванного Федерального закона в состав набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с рекомендацией врача-эндокринолога от ДД.ММ.ГГГГ Абрамушкина А.А. нуждается в проведении самоконтроля гликемии не менее 4 раз в сутки (120 тест-полосок в месяц). Врачебной комиссией поликлиники ДД.ММ.ГГГГ принято решение об обеспечении Абрамушкиной А.А. тест-полосками OneTouch Ultra на период с 27.08.2014г. по ДД.ММ.ГГГГ
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови включены в Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Врач-терапевт ДД.ММ.ГГГГ выдал Абрамушкиной А.А. рецепт на получение 1 стандарта тест-полосок "данные изъяты" Указанный рецепт в день его выдачи был предъявлен в аптечный пункт льготного лекарственного обеспечения в ГАУЗ НСО "Городская клиническая поликлиника N 1" и учтен в журнале отложенного спроса, однако тест-полоски Абрамушкиной А.А. по указанному рецепту не выданы.
В соответствии с п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. N 328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата.
Согласно п.п. "в" п. 2 п. 8 Положения о министерстве здравоохранения Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 г. N 148, министерство осуществляет переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2013 г. N 513-п на базе ГКУ НСО "Новосибоблфарм" создана государственная логистическая структура Новосибирской области для организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, на которое Постановлением Правительства Новосибирской области 30.12.2013 г. N 579-п возложена реализация полномочий министерства здравоохранения Новосибирской области по организации мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (закуп, прием, хранение, доставка, учет и отпуск).
Согласно приказа министерства здравоохранения Новосибирской области от 07.08.2014 г. N 2505 распределены полномочия участников системы организации обеспечения граждан, проживающих на территории Новосибирской области, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и областного бюджетов (в том числе ответчиков по делу).
ГАУЗ НСО "Городская клиническая поликлиника N 1" была подана дополнительная заявка на обеспечение Абрамушкиной А.А. тест-полосками в соответствии с рецептом врача, к которой был приложен протокол подкомиссии ВК по ОНЛП ГАУЗ НСО "ГКП N 1".
Вынося обжалуемое решение и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дополнительная заявка своевременно и в установленном порядке министерством здравоохранения Новосибирской области не рассмотрена, медицинские изделия в рекомендуемом количестве истцу не предоставлены, что свидетельствует о бездействии ответчиков в обеспечении истца тест-полосками в необходимом объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что контроль за уровнем крови, для чего предназначены тест-полоски, не является лечением, отклоняются судебной коллегией, поскольку нуждаемость истца в указанных тест-полосках в связи с имеющимся у нее заболеванием подтверждена не только врачом-эндокринологом, но и протоколом врачебной комиссии поликлиники от ДД.ММ.ГГГГ, а так же протоколом подкомиссии ВК по ОНЛП от ДД.ММ.ГГГГ, принявшей решение о направлении дополнительной заявки.
При этом, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови включены в Перечень изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1.
Факт обращения истицы за получением тест-полосок подтверждается не только записями в журнале отсроченного обеспечения с указанием номера рецепта, выпиской из системы, записями в медицинской карте о приеме врача-эндокринолога от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка апеллянта на рассмотрение заявки в день ее поступления, не подтверждается материалами дела и опровергается показаниям свидетеля Пискуновой О.Н. Кроме того, заявка была отклонена не в связи с несоответствием дозировки изделия, а с формулировкой "закрытие финансового года", что прямо следует из текста на заявке (л.д. 197). Более того, как верно указано в решении суда, при несоответствии дозировки заявка могла быть скорректирована, чего сделано не было.
Что касается отсутствия надлежащей регистрации поступающих дополнительных заявок, то указанные обстоятельства не влияют на правильность принятого решения, а могут свидетельствовать лишь о ведении документооборота самим министерством здравоохранения Новосибирской области. Факт возврата дополнительной заявки из Минфина НСО с отметкой "закрытие финансового года" подтверждается не только текстом самой заявки, но и показаниями свидетелей, допрошенных в ходе рассмотрения дела.
По сути, все доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, которые были предметом исследования судом первой инстанции. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка, результаты оценки доказательств подробно отражены в решении, в котором приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, оснований для иной оценки представленным доказательствам судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 30 сентября 2015 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя министерства здравоохранения Новосибирской области - Рахматуллина Р.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.