Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
судей Никитиной Г.Н., Быковой В.Б.
с участием прокурора Еськовой Ю.С.
при секретаре Гулевской К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 27 октября 2015 г. дело по апелляционной жалобе администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 3.06.2015г., которым постановлено: заявление администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным постановления N 4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством", обязании опубликовать в газете "Приобская правда" текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никитиной Г.Н., объяснения представителей администрации Криводановского сельсовета Новосибирской области Грешных Н.И., Зиновьева Д.В., администрации Новосибирского района Новосибирской области Мельникова С.Е., заключение прокурора отдела прокуратуры Еськовой Ю.С., судебная коллегия
установила:
Администрация Криводановского сельсовета Новосибирской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления N 4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. " о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством", обязании опубликовать в газете "Приобская правда" текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование заявления указала, что при принятии постановления был нарушен порядок принятия нормативного правового акта, поскольку администрация Новосибирского района Новосибирской области не имела полномочий на издание вышеуказанного постановления.
Права заявителя нарушены принятием незаконного нормативно-правового акта, поскольку его применение администрацией Новосибирского района новосибирской области является злоупотреблением права, лишает права распоряжаться после 1 марта 2015г. вышеуказанными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, несмотря на наличие у заявителя утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии с возможностями, предоставленными оспариваемым постановлением администрации Новосибирского района Новосибирской области, при его вступлении в силу, были начаты 123 процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, подконтрольным администрации учреждениям общей площадью 1644 га.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация Новосибирского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе апеллянтом ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федераци, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
Судом установлено, что 12.11.2014 г. в специальном выпуске газеты "Приобская правда" за N 112 (1136) на стр.11 было опубликовано Постановление N 4691 -па администрации Новосибирского района НСО от 11.11.2014 г. "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района НСО для целей, не связанных со строительством". Порядок предоставления был утвержден Постановлением и является приложением к нему. (л.д. 6).
Решением N 24 19-й сессии Криводановского Совета депутатов от 25.04.2011 г., которые размещены на сайте администрации сельсовета, утверждены Правила землепользования и застройки (л.д. 96-103).
В силу части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться в т.ч. орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Вместе с тем, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Федеральным законом от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Уставом Новосибирского района Новосибирской области определены полномочия администрации Новосибирского района Новосибирской области, в соответствии с которыми администрация Новосибирского района Новосибирской области наделена полномочиями по решению вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить деление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Из подпункта 5 пункта 10 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункта 5 пункта 1 статьи 18 Устава Новосибирского района Новосибирской области также следует, что правом принимать акт, устанавливающий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обладает представительный орган Новосибирского района Новосибирской области.
Кроме того, из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ, утратившего силу с 1.03.2015г., следовало, что принятие нормативного правового акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в т.ч. порядок рассмотрения заявок и принятия решений является компетенцией Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Руководствуясь вышеизложенными нормами закона, в т.ч. положениями Земельного кодекса РФ, действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что полномочным на принятие нормативного правого акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в т.ч. порядок рассмотрения заявок и принятия решений является Совет депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Тем самым администрацией Новосибирского района Новосибирской области были превышены полномочия по принятию актов, определяющих порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, предыдущий порядок предоставления земельных участков, в т.ч. не связанных со строительством был утвержден решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области N 7 от 21.06.2012г., специальным органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками была назначена администрация Новосибирского района Новосибирской области.
Издание оспариваемого постановления дало администрации Новосибирского района Новосибирской области юридические основания предоставить свои подконрольным учреждениям земельные участки, расположенные на территории Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством. На территории сельсовета таких участков было предоставлено администрацией района площадью более 1600 га.
Предоставляя указанные земельные участки, администрация Новосибирского района нарушила зонирование территории Криводановского сельсовета, а также нарушила права заявителя в части реализации полномочий при утверждении генеральных планов поселения и подготовленный на их основе документации по планировке территории.
Установленные по делу обстоятельства судом первой инстанции судебная коллегия находит правильными и обоснованными, а вышеуказанный вывод основанным на законе.
Доводы, приведенные в жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводом суда, сделанного из анализа вышеприведенного законодательства.
Судебная коллегия не усматривает иной оценки установленных по делу обстоятельств исходя из толкования положений нормативно-правовых актов, которыми руководствовался суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
В опровержение довода на не указание судом первой инстанции в чем состоит нарушение оспариваемым актом компетенции администрации Криводановского сельсовета опровергается самим решением, где указано, что администрация Новосибирского района Новосибирской области предоставив на основании оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером ххх тем самым лишила Криводановский сельсовет возможности разместить на этой территории сразу 5 санированных социально-значимых объектов, размещение которых именно в этом месте предусмотрено генеральным планом села Криводановка, утвержденным решением 54 Совета депутатов Криводановского сельсовета Новосибирского района N 1 от 29 января 2014г.
Согласно действующему законодательству, регламентирующего рассмотрение дел об оспаривании нормативно-правовых актов предусматривает обязательное участие прокурора.
Из дела видно, что прокурор в деле не участвовал, копия решения суда от 3.06.2015г. была им получена.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке в деле принимал участие прокурор отдела прокуратуры Новосибирской области.
Мнение прокурора, участвующего при рассмотрении дела по апелляционной жалобе администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Центрального районного суда от 3.06.2015г., сводится к незаконности принятия администрацией Новосибирского района Новосибирской области оспариваемого нормативно-правового акта.
Кроме того, прокурор указал, что оспариваемым постановлением N 4691-па от 11.11.2014г. затрагиваются права и интересы администрации Криводановского сельсовета.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 3.06.2015г.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 3.06.2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новосибирского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.