Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Габидуллиной А.Г. и Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе К.Е.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 августа 2015 года, которым постановлено:
взыскать с К.Е.М., Д.Е.В. солидарно в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" задолженность по квартплате и коммунальным платежам за период с 01 апреля 2014 года по 31 мая 2015 года в сумме 107 119 (сто семь тысяч сто девятнадцать) руб. 61 коп.
Взыскать с К.Е.М., Д.Е.В. в долевом порядке в равных долях государственную пошлину в бюджет муниципального образования "адрес" в размере 3 342 (три тысячи триста сорок два) руб. 39 коп.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения К.Е.М. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя ООО "Управляющая компания "Электро-техников" - Л.В.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО Управляющая компания "Электротехников" обратилось в суд с иском к К.Е.М., Д.Е.В. о взыскании солидарно задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 118 573 руб. 62 коп. В обоснование иска указано, что ответчики зарегистрированы и проживают в "адрес". На основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с товариществом собственников жилья, а также агентского договора от 01 июля 2010 года, истец осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 32/09. Ответчики обязаны вносить ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, плату за жилое помещение и коммунальные услуги. За период с 01 апреля 2014 года по 31 мая 2015 года задолженность ответчиков по платежам составляет 118 573 руб. 62 коп.
Представитель истца Г.Р.М. в судебном заседании исковые требования уточнила в связи с частичной оплатой ответчиками суммы долга, просила взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2015 года в сумме 113 958 руб. 49 коп.
Ответчик К.Е.М. в судебном заседании наличие долга не отрицала, мотивируя отсутствием денежных средств и своим несогласием с расходами на ОДН (общедомовые нужды). Заявила ходатайство о снижении начисленных пеней.
Ответчик Д.Е.В. в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, об отложении разбирательства дела не просила.
Суд постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе К.Е.М. просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, считает, что судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что ответчики не оспаривают своей обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию жилого помещения, более того своевременно и в полном объеме оплачивают их. Сумма задолженности образовалась в связи с необоснованным осуществлением ответчиком начислений за содержание общедомового имущества. Так, начисления по ОДН-горячее водоснабжение за период с января по сентябрь 2014 года производились ответчиком на основании республиканских нормативных правовых актов и составили в общей сумме 101035 руб. 12 коп. Считает, что начисления должны были производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года. Однако, суд, ссылаясь в своем решении на указанное Постановление, не выяснил, соответствует ли произведенный истцом расчет задолженности требованиям данного нормативного правового документа.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч.1).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п.5 ч.2).
В соответствии с ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.ч.1,2,14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Из материалов дела видно, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" является управляющей организацией жилого многоквартирного "адрес"
Ответчики К.Е.М., Д.Е.В. зарегистрированы и проживают в "адрес" указанного многоквартирного дома.
Ответчики не производят оплату за жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Согласно представленному истцом расчету у ответчиков за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2015 года образовалась задолженность по оплате указанных платежей в размере 113958 руб. 49 коп.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований ООО УК "Электротехников" и определилразмер задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 107119 руб. 61 коп., с учетом пени в размере 1000 руб., определенном судом в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ. При этом суд исходил из того, что установлено ненадлежащее исполнение ответчиками обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Несогласие ответчика с обязанностью по оплате услуг на общедомовые нужды и её размером не является законным основанием для освобождения от оплаты фактически оказанных услуг, предусмотренных жилищным законодательством. Сведения о том, что порядок начисления и размер платы на общедомовые нужды оспорены либо признаны в установленном порядке недействительными, суду не представлены.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при разрешении заявленных требований неправильно применены нормы действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги урегулирован Жилищным кодексом Российской Федерации, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации ... от 06 мая 2011 года.
В соответствии с положениями пункта 44 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Возражения К.Е.М. относительно несогласия с начислением ООО "УК "Электротехников" сумм по оплате коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, за спорный период судом первой инстанции не проверены и не опровергнуты.
Ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, суд не принял во внимание, что расчет задолженности по ОДН за период с мая 2014 года (согласно требованиям иска) по сентябрь 2014 года произведен истцом в противоречии с порядком, установленным этими Правилами.
Так, за май 2014 года истцом начислено на ОДН- горячее водоснабжение 2508 руб. 71 коп., за июнь - 15348 руб. 56 коп., за июль - 22298 руб. 68 коп., за август - 16794 руб. 53 коп., за сентябрь - 12898 руб. 90 коп.
Расчет оспариваемых ответчицей сумм в указанный период производился на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года N 1079 и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан N 1347-р от 14 июля 2014 года, а после того, как указанные нормативные правовые акты утратили силу, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года.
Между тем, анализ приведенных выше норм материального права позволяет прийти к выводу, что правовое регулирование вопросов, связанных с установлением порядка расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги действующим жилищным законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Следовательно, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, имеют большую юридическую силу, чем постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 декабря 2013 года N 1079 и распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N 1347-р от 14 июля 2014 года. Указанные Правила действовали в период принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан вышеназванных нормативных правовых актов и подлежали применению к правоотношениям сторон, связанным с начислением платы за коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы К.Е.М. о том, что задолженность у нее образовалась по причине необоснованного начисления истцом расходов по ОДН за указанный период.
За период с мая 2014 года по сентябрь 2014 года фактически начислено за ОДН-горячее водоснабжение 69849 руб. 38 коп., подлежало начислению в соответствии с Правилами N 354 от 06 мая 2011 года 131 руб. 54 коп., за ОДН-электроснабжение начислено 70 руб. 47 коп., подлежало начислению 90 руб. 41 коп. Таким образом, излишне начисленная сумма составляет 69697 руб. 90 коп. Данная сумма подлежит исключению из определенной судом задолженности в размере 107119 руб. 61 коп.
Правовых оснований для взыскания с ответчиков задолженности по оплате коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, рассчитанной не в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, у суда не имелось.
Доводы жалобы о несогласии с начислениями по ОДН за период с января 2014 года не могут быть приняты во внимание судом, поскольку истцом заявлены требования о взыскании задолженности за период с 01 мая 2014 года, встречные требования К.Е.М. не заявлялись.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части подлежащей взысканию суммы задолженности. С ответчиков солидарно в пользу истца подлежит взысканию задолженность за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2015 года в сумме 37421 руб. 77 коп., с учетом пени в размере 1000 руб. Решение суда в части снижения размера пени сторонами не оспаривается.
Соответственно, подлежит изменению размер подлежащей взысканию с ответчиков в пользу истца государственной пошлины.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, п.4 ст.329, ст. 330, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 26 августа 2015 года по данному делу изменить.
Взыскать с К.Е.М., Д.Е.В. в солидарном порядке в пользу ООО Управляющая компания "Электротехников" сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 мая 2014 года по 31 мая 2015 года в размере 37421 руб. 77 коп.
Взыскать с К.Е.М., Д.Е.В. в долевом порядке в равных долях государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Набережные Челны в размере 1322 руб. 63 коп.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.