Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Э.Курмашевой,
судей Р.Ш.Адиятуллина, А.М.Гильмутдинова
при секретаре судебного заседания Р.Р.Кутнаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э.Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя В.Н.Голоусова - И.И.Камалова на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 06 октября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Голоусова В.Н. к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании решения должностного лица незаконным и обязании предоставить в аренду земельный участок отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, заслушав представителя В.Н.Голоусова - И.И.Камалова в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
В.Н.Голоусов обратился к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту Исполком), муниципальному учреждению "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" (далее по тексту Палата земельных и имущественных отношений) с иском о признании решения должностного лица незаконным и возложении обязанности предоставить в аренду земельный участок.
В обоснование указал, что 08 октября 2014 года обратился с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью ... кв. м. по "адрес" с целью строительства входного узла к нежилому помещению, принадлежащему ему на праве собственности.
03 декабря 2014 ему выдан акт выбора N 168, согласованный со всеми членами комиссии.
27 января 2015 года постановлением Исполкома от 27 января 2015 года акт выбора земельного участка утвержден.
02 марта 2015 года земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый ...
На основании подготовленного Палатой земельных и имущественных отношений письма 12 марта 2015 в газете "Альметьевский вестник" произведена публикация о наличии вышеуказанного земельного участка.
Заявлений от желающих оформить данный земельный участок не поступило.
Несмотря на это, 08 апреля 2015 года из Палаты земельных и имущественных отношений ему пришел отказ в предоставлении земельного участка в аренду или собственность без проведения торгов.
С указанным решением органа местного самоуправления не согласен.
Просил суд признать незаконным решение N 2482/203 от 08 апреля 2015 года "О предоставлении земельного участка через открытые аукционные торги" и обязать Исполком предоставить ему в аренду вышеуказанный земельный участок под строительство входного узла сроком на три года.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца - В.И.Трофимов иск поддержал.
Представители ответчиков Исполкома - Т.Н. Кузьмина и Палаты земельных и имущественных отношений - Э.Р. Ерусланова исковые требования не признали.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель В.Н.Голоусова - И.И.Камалов просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Исполкома Т.Н.Кузьмина выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель В.Н.Голоусова - И.И.Камалов поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С 1 марта 2015 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", существенно изменившие, дополнившие Земельный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты в части порядка образования земельных участков из публичных земель и последующего их предоставления.
До 1 марта 2015 года Земельный кодекс Российской Федерации предусматривал несколько различных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели предоставления.
Так, согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в частности без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации была детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа по предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которая должна была осуществляться в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 этой же статьи).
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Из материалов дела видно, что 08 октября 2014 года В.Н.Голоусовым на имя руководителя Исполкома М.Х. Салихова подано заявление о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенного по "адрес" под строительство входного узла.
Как указал истец, входной узел необходим ему для эксплуатации нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности.
03 декабря 2014 года истцу был выдан акт выбора земельного участка N168 с указанием места его расположения, отраженного в схем.
27 января 2015 года постановлением Исполкома от 27 января 2015 года акт выбора земельного участка утвержден.
При проведении кадастровых работ границы данного земельного участка определены и установлены под входной узел, вид разрешенного использования земельного участка был изменен под строительство входного узла.
02 марта 2015 года земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера ...
После передачи в Палату земельных и имущественных отношений вышеуказанных документов 08 апреля 2015 года В.Н.Голоусову отказано в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов.
Мотивом отказа явилось то обстоятельство, что после изменений в земельном законодательстве, вступивших в силу с 01 марта 2015 года, земельные участки гражданам в аренду для строительства предоставляются только после проведения торгов.
Считая, что действия должностного лица, препятствующие дальнейшему оформлению земельного участка в аренду, являются незаконными, В.Н.Голоусов просил признать решение должностного лица незаконным и возложить на ответчика обязанность предоставить в аренду земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет после вступления в силу изменений земельного законодательства. С вышеуказанными документами (актом выбора, постановлением об утверждении акта выбора, кадастровым паспортом) истец обратился в Палату земельных и имущественных отношений также после 01 марта 2015 года, в связи с чем предоставление испрашиваемого истцом земельного участка должно производиться с учетом изменений, вступивших в силу с 01 марта 2015 года.
Однако судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Так, согласно пункту 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.
Кроме того, согласно пункту 1, пункту 16 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Указанные выше нормы земельного законодательства в их системном толковании предусматривают обязанность предоставления земельного участка на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года.
Такое решение в отношении заявления истца принято 27 января 2015 года - постановление Исполкома об утверждении акта выбора земельного участка.
Содержащееся в отзыве на апелляционную жалобу представителя Исполкома мнение, что вышеуказанное постановление не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, основано на ошибочном толковании закона.
В норме закона, действовавшей до 01 марта 2015 года, - пунктах 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, прямо указывалось, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, не применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения по делу.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных В.Н. ФИО1 требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329, пунктами 1,4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от "дата" по данному делу отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение муниципального учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" ... от "дата" "О предоставление земельного участка через открытые аукционные торги".
Возложить на Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность по предоставлению В.Н.Голоусову в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв.м. по "адрес" под строительство входного узла.
Апелляционную жалобу представителя В.Н.Голоусова - И.И.Камалова удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.