Судья Черкесского городского суда КЧР Асланукова М.А, N ... Судья Верховного суда КЧР Гречкин О.А.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 ноября 2015 года г. Черкесск
Исполняющий обязанности председателя Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Аслануков А.Х., рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Модуль N3" М. на решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 мая 2015 года и решение судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 августа 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Модуль N3" М., "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Карачаево-Черкесского Межрайонного природоохранного прокурора КЧР от 20 января 2015 года в отношении должностного лица-генерального директора ООО "Модуль N 3" М. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях- несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КЧР Хестановой Т.Ф. N ... от 4 февраля 2015 года должностное лицо- генеральный директор ООО "Модуль N 3" М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере N ... руб.
12 февраля 2015 года должностное лицо- генеральный директор ООО "Модуль N 3" М. обратился с жалобой в Черкесский городской суд КЧР, в которой просил признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N ... от 4 февраля 2015 года и производство по делу прекратить.
Решением судьи Черкесского городского суда КЧР от 8 мая 2015 года в удовлетворении жалобы должностного лица- генерального директора ООО "Модуль N 3" М. отказано, а постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по КЧР Хестановой Т.Ф. N ... от 4 февраля 2015 года оставлено без изменения. Решением судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от
21 августа 2015 года вышеуказанное решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 08 мая 2015 года оставлено без изменения, а жалоба должностного лица- генерального директора ООО "Модуль N 3" М. - без удовлетворения.
В своей жалобе на решение судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 августа 2015 года и решение судьи Черкесского городского суда КЧР от 08 мая 2015 года заявитель просит отменить данные решения суда, указывая при этом на то, что судебными инстанциями неправильно были оценены существенные обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу, не была дана надлежащая правовая оценка действию либо бездействию должностного лица ООО "МодульN3", вины данного лица, а также наличия либо отсутствия негативных последствий. Кроме того, не был рассмотрен вопрос о возможности освобождения от ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью проступка.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы генерального директора ООО "Модуль N3" М., нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе: защита общественного порядка и общественной безопасности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц- от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения,
предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ об административных правонарушениях, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по КЧР Хестановой Т.Ф. выявлено, что ООО "Модуль N 3", руководителем которого является генеральный директор М., не соблюдаются
требования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: в нарушение ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" класс опасности образующихся отходов в установленном порядке не определен, отсутствуют паспорта на отходы 1-1V классов опасности; в нарушение ст. 15 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" работники предприятия не имеют свидетельств о профессиональной подготовке на право работы с опасными отходами 1-1V классов опасности, не назначено лицо, ответственное за допуск работников к работе с отходами 1-1V класса; в нарушение п. 3 ч. 1 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ N 681 от 3 сентября 2010 года, инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не разработана, лица, ответственные за обращение с указанными отходами, в установленном порядке не назначены; в нарушение ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" в Управление Росприроднадзора по КЧР природопользователем, как субъектом малого бизнеса, не предоставляется ежегодно отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов; в нарушение ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" и требований Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России N 721 от 1 сентября 2011 года, не ведется учет образовавшихся, использованных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; в нарушение ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами не проводится, ответственные за его проведение лица не назначены.
Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.Согласно ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные
законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Так в силу положений ч. ч. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Частями 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998
года "Об отходах производства и потребления" установлено, что лица, которые
допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь
профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами
(сертификатами) на право работы с отходами 1-IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Пунктом 3 части 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 681 от 3 сентября 2010 года определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с данными Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Приказом Федеральной службы государственной статистики N 17 от 28 января 2011 года "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией
отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Доводы жалобы о том, что судом не установлена вина генерального директора ООО "Модуль N 3" М., а также ссылка на неправомерный отказ в удовлетворении требования о признании правонарушения малозначительным, отмену состоявшихся по делу актов не влекут, поскольку все вышеназванные обстоятельства судами были внимательно изучены и обоснованно отмотивированы.
Согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов на генеральном директоре 000 "Модуль N 3" М. лежит обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при обращении с отходами производства и потребления при содержании контейнерных площадок, оказании услуг по вывозу с них твердых бытовых отходов.
Учитывая, что данные обязанности не были исполнены надлежащим образом, правомерность выводов судебных инстанций сомнений не вызывает.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
Принимая во внимание, что малозначительность правонарушения может иметь место только в том случае, если характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Характер же ненадлежащего исполнения должностным лицом генеральным директором 000 "Модуль N 3" М. своих обязанностей в данном случае в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом установленных по делу доказательств не позволяет сделать вывод о малозначительности данного деяния.
Судья районного суда обоснованно пришел к выводу о виновности генерального директора 000 "Модуль N 3" М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ,
Законность и обоснованность решения судьи Черкесского городского суда от 08 мая 2015 года в полном объеме проверены судьей Верховного суда КЧР с соблюдением требований, установленных ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ и в решении от 21 августа 2015 года указаны мотивы, по которым пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления районного судьи.
Из изложенного следует, что при производстве по делу об административном правонарушении все фактические и юридически значимые обстоятельства судебными инстанциями определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, каких-либо нарушений материальных и процессуальных норм административного законодательства не допущено и оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.
Каких-либо новых данных либо доводов ранее не учтенных судом, в жалобе не приводится. Доводы жалобы по существу сводятся к иному ошибочному толкованию правовых норм и переоценке исследованных по делу доказательств. Вместе с тем, оснований для их переоценки и установлению по делу иных обстоятельств не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13., 30.16. - 30.18. КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 мая 2015 года и решение судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 августа 2015 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Модуль N3" М. оставить без изменения, а жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "Модуль N3" М. - без удовлетворения.
И.о. председателя Верховного суда
Карачаево-Черкесской Республики А.Х. Аслануков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.