Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего Гришиной С.Г.,
судей: Болатчиевой А.А., Лайпанова А.И.
при секретаре Бондаренко Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России N3 по КЧР на решение Черкесского городского суда КЧР от 22 июня 2015 года по гражданскому делу по иску Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской республики к Товариществу собственников жилья "Партизанская, 91" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения представителя МИ ФНС России N3 по КЧР Хунова Р.Р. и представителя ТСЖ "Партизанская, 91" Куржевой И.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской республики обратилось в суд с иском к Товариществу собственников жилья (ТСЖ) "Партизанская, 91" о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В обоснование иска указано, что 25 сентября 2014 года в целях выявления нарушений норм федерального жилищного законодательства Управлением государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской республики (далее Управление) была проведена в пределах своих полномочий внеплановая проверка деятельности ТСЖ "Партизанская, 91". В рамках проведенной проверки истцом был установлен факт многочисленных и систематических нарушений требований федерального законодательства, регламентирующего деятельность ТСЖ, носящих неустранимый характер. Истец указал, что ТСЖ "Партизанская, 91" было создано с нарушением установленного порядка создания и избрания его органов управления, а также зарегистрировано в МИ ФНС России N3 по КЧР на основании недостоверных сведений, что является неправомерным. Просили суд ликвидировать ТСЖ "Партизанская, 91" и обязать МИ ФНС России N3 по КЧР внести запись о ликвидации ТСЖ "Партизанская, 91" в ЕГРЮЛ.
В судебное заседание представитель истца, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, письменным ходатайством просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что иск поддерживает в полном объеме и просит его удовлетворить.
Представитель ответчика - председатель ТСЖ "Партизанская, 91" Куржева И.К. в судебном заседании признала факт допущенных нарушений законодательства при создании и регистрации ТСЖ, заявила о полном признании иска, предоставив в суд соответствующее заявление.
Решением Черкесского городского суда от 22 июня 2015 года иск Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской республики удовлетворен в полном объеме. Судом постановлено: ликвидировать Товарищество собственников жилья "Партизанская, 91" (ОГРН "данные изъяты" ИНН "данные изъяты"); исключить Товарищество собственников жилья "Партизанская, 91" из единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе МИ ФНС России N3 по КЧР ставится вопрос об отмене решения Черкесского городского суда от 22 июня 2015 года, как незаконного ввиду того, что принятие такого решения противоречит налоговому, гражданскому, жилищному законодательству, а также Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В частности, указано, что суд пришел к неправильному выводу о том, что ликвидация юридического лица и запись о его исключении из ЕГРЮЛ должны быть проведены по решению суда. Суд не учел, что для принятия регистрирующим органом решения о ликвидации ТСЖ необходимо учитывать определенный порядок и процедуру такой ликвидации. МИ ФНС России N3 по КЧР полагает, что являясь регистрирующим органом, не вправе вносить запись о ликвидации и исключении ТСЖ "Партизанская, 91" из ЕГРЮЛ на основании вынесенного решения суда, поскольку ответчик обязан пройти всю процедуру ликвидации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИ ФНС N3 по КЧР Хунов Р.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, представитель ТСЖ "Партизанская, 91" Куржева И.К. полагала, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Управление государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики в суд апелляционной инстанции, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя не направило, о причинах неявки не сообщило.
На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного суда КЧР находит возможным рассмотреть дела в отсутствие представителя Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а дело передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления государственного жилищного надзора на предмет соблюдения юридическими лицами требований жилищного законодательства в период с 24 по 25 сентября 2014 года представителем Управления госжилнадзора КЧР была проведена внеплановая проверка юридического лица - Товарищества собственников жилья "Партизанская, 91", расположенного по адресу "адрес" (л.д.42-49). В результате проверки был выявлен ряд нарушений требований Жилищного законодательства РФ. В частности, нарушены требования норм ЖК РФ, регламентирующих порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядок голосования на общем собрании собственников помещений, процедура создания и государственной регистрации ТСЖ и ряд других норм ЖК РФ. По мнению Управления, Устав ТСЖ "Партизанская, 91" вопреки вышеназванным нормам жилищного законодательства не содержит многочисленных сведений, которые должны быть отражены в данном Уставе. Выявленные истцом в ходе проверки нарушения носят грубый и неустранимый характер и должны повлечь за собой прекращение правоспособности юридического лица, то есть его ликвидацию.
Исковые требования о ликвидации ТСЖ полностью были признаны представителем ответчика - председателем правления ТСЖ "Партизанская, 91" Куржевой И.К., что подтверждается имеющимся в материалах дела заявлением (л.д.83) и протоколом судебного заседания (л.д.87). Составленный по результатам проверки Акт проверки юридического лица N 217 от 25 сентября 2014 года (л.д.44-49) никем не обжаловался и был подписан Куржевой И.К. (л.д.49).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска, поскольку в судебном заседании доводы истца о неисполнении ответчиком требований федерального законодательства при создании и регистрации ТСЖ нашли свое подтверждение. При этом суд основывал свое решение на признании иска.
Между тем, приходя к такому выводу, суд первой инстанции не учел следующее обстоятельство.
Как видно из материалов дела, требование истца о внесении записи о ликвидации ТСЖ "Партизанская, 91" в ЕГРЮЛ фактически предъявлено к МИ ФНС России N 3 по КЧР, как к регистрирующему органу, который, исходя из исковых требований, является стороной по делу (л.д.9). Суд своим решением обязал МИ ФНС России N 3 по КЧР внести вышеуказанную запись в ЕГРЮЛ.
Однако, судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской республики в нарушение требований ст.ст.12, 147, 148, 150 ГПК РФ, ч.3 ст.123 Конституции РФ не установлен надлежащий круг всех заинтересованных лиц, права и обязанности которых, может затронуть судебный акт; удовлетворены требования, заявленные в отношении ответчика, не привлеченного к участию в деле - МИ ФНС России N 3 по КЧР. Соответствующее определение о привлечении к участию в деле ответчика, МИ ФНС России N3 по КЧР, в материалах дела отсутствует.
Между тем, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Статьей 2 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство РФ по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, пунктом 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.
Из определения о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы МИ ФНС России N 3 по КЧР (л.д.107) следует, что суд первой инстанции не привлек регистрирующий орган к участию в деле.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно п. 3 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судебная коллегия приходит к выводу о принятии судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно МИ ФНС России N 3 по КЧР, чьи права и обязанности также затрагиваются данным спором, поскольку указанным государственным органам предоставлены полномочия по государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо рассмотреть иск о ликвидации ТСЖ "Партизанская, 91" по правилам главы 27 КАС РФ и положений ст.ст. 61-63 ГК РФ, поскольку действующее гражданское законодательство не содержит каких - либо изъятий в процедуре ликвидации ТСЖ в отличие от других юридических лиц.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 22 июня 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской республики к Товариществу собственников жилья "Партизанская, 91" о ликвидации организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц - отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.