Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Черемисина Е.В., Клименко А.А.,
при секретаре Степановой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора г.Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Томска, унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г.Томска" о признании незаконным и запрете складирования загрязненного снега, обязании обеспечить сбор и утилизацию загрязненного снега и иных отходов
по апелляционным жалобам администрации г. Томска, унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" на решение Советского районного суда г.Томска от 13 мая 2015 г.
Заслушав доклад судьи Черемисина Е.В., выслушав объяснения прокурора Чмирь Н.А., полагавшего, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор г.Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Томска, унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г.Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство г.Томска"), уточнив требования, просил признать незаконным и запретить складирование на земельном участке по адресу: /__/, загрязненного снега, образующегося в результате уборки улично-дорожной сети г.Томска, обязать УМП "Спецавтохозяйство г.Томска", администрацию г. Томска в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить сбор, вывоз и утилизацию загрязненного снега и иных отходов, складированных на указанном земельном участке.
В обоснование заявленных требований указано, что на вышеназванном земельном участке производится незаконное складирование остротоксичного снега и бытового мусора. Собственником участка является муниципальное образование "Город Томск". Постановлением администрации г.Томска N269-з от 18 февраля 2015 г. указанный земельный участок предоставлен Управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г.Томска в постоянное (бессрочное) пользование для размещения временного объекта санитарной очистки территории (снегоотвала), которое распоряжением N 13/1 от 19 февраля 2015 г. возложило организацию работ на УМП "Спецавтохозяйство г.Томска". Согласно протоколу анализа снежного покрова N321 от 27 марта 2015г. содержание загрязняющих веществ в пробах снега, отобранных 20 марта 2015 г. областным государственным бюджетным учреждением "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования", на территории снежного отвала характеризуется острой токсичностью. В нарушение пункта 4.12 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N4690-88, пункта 3.8.6 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск", утвержденных постановлением администрации г. Томска от 26 января 2011 г. N 55, одновременно с загрязненным снегом на территории снегоотвала накапливаются смешанные со снегом иные отходы производства и потребления, а именно фрагменты бытового мусора. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных Думой г. Томска 27 ноября 2007 г., земельный участок по адресу: /__/, располагается в территориальной зоне городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1), предназначенной для организации парков, скверов бульваров, садов, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения. Складирование снега на данном земельном участке организовано с нарушением требований земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, создает угрозу загрязнения окружающей среды и влечет нарушение гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора г. Томска Семитко С.Е. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УМП "Спецавтохозяйство г.Томска" Грибанова Т.В. иск не признала, указав, что вывоз, прием и временное складирование снега на спорном земельном участке осуществляется в соответствии с нормативными актами администрации г.Томска. Нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду не доказано.
Представитель ответчика администрации г. Томска Тарасенко Н.С. иск не признала, указав, что нормативные акты администрации г. Томска по вопросам организации и деятельности снегоотвала в установленном порядке не оспорены.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г.Томска.
Обжалуемым решением (с учетом определения Советского районного суда г.Томска от 26 августа 2015 г. об исправлении описки) исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным и запрещено складирование на земельном участке, расположенном по адресу: /__/, загрязненного снега, образующегося в результате уборки улично-дорожной сети г.Томска. На администрацию г.Томска возложена обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить сбор, вывоз и утилизацию загрязненного снега, складированного на земельном участке по адресу: /__/. На УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" возложена обязанность в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов, складированных на земельном участке по адресу: /__/.
В апелляционной жалобе администрация г. Томска ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что размещение временного объекта санитарной очистки территорий (снегоотвала) на указанном участке осуществляется УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на основании нормативных актов администрации г. Томска, Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска, законность которых в установленном порядке не оспорена. Судом не учтено, что администрация г.Томска предпринимала меры по согласованию места размещения снегоотвала по указанному адресу с органами санитарно-эпидемиологического надзора, направляла в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области соответствующие документы. Согласно письму от 30 октября 2014 г. N6946/05 Управление Роспотребнадзора по Томской области не имеет полномочий на выдачу каких-либо согласований и заключений на земельный участок для размещения снегоотвала, поскольку в связи с внесением изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отменено требование о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого земельного участка санитарным правилам. Истцом не представлено достаточно доказательств причинения вреда или угрозы его причинения в результате складирования снега на спорном земельном участке. Представленные в материалы дела протокол анализа снежного покрова N321 от 27 марта 2015 г. и акт проверки от 20 марта 2015 г., на основании которых суд пришел к выводу о том, что складированный на снегоотвале снег загрязнен и содержит в себе примеси, имеющие острую токсичность, не отвечают принципам относимости и допустимости. Протокол анализа снежного покрова содержит показатели содержания в снежном покрове определенных веществ, однако установить по результатам анализа проб факт причинения вреда или реальную угрозу причинения вреда окружающей среде не представляется возможным, поскольку истцом соответствующее экспертное заключение не представлено. Кроме того, не представлены документы, подтверждающие полномочия П. на отбор пробы. Отсутствуют доказательства того, что содержащиеся в пробах, отобранных со снегоотвала, вещества в совокупности оказывают серьезное негативное воздействие на земельный участок. Согласно ответу от 24 апреля 2014 г. прокуратурой г. Томска проведена проверка по факту возможности подтопления соседних территорий, складирования загрязненного снега за пределами границ территорий снегоотвала и выявлено отсутствие нарушений со стороны УМП "Спецавтохозяйство г. Томска". Размещение снежных отвалов не ограничено какой-либо территориальной зоной.
В апелляционной жалобе УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, указывая, что объекты санитарной очистки территории, расположение которых не требует установления санитарно-защитных зон, являются всегда разрешенными при условии соответствия техническим регламентам. Снежные отвалы в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-04 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не требуют установления санитарных зон. Судом не дана оценка представленному администрацией г.Томска письму Управления Роспотребнадзора по Томской области об отсутствии у него полномочий по регистрации снегоотвала. Вывод суда о содержании в пробах снега загрязняющих веществ, характеризующихся острой токсичностью, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку свидетель С. затруднилась назвать акт, которым установлены нормативы предельно допустимых концентраций, и подтвердила, что для снежных покровов нормативы отсутствуют. Согласно результатам протокола анализа снежного покрова содержание тяжелых металлов (меди, хрома, никеля, кадмия) не превышает нормативы предельно допустимых концентраций, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01. Суд необоснованно указал на недопущение размещения на территории снегоотвала отходов производства и потребления, поскольку, исходя из положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" снег не является отходом производства и потребления, остатком сырья, материалов или полуфабрикатов. Накопление отходов на территории снегоотвала не противоречит законодательству, поскольку в соответствии с пунктом 3.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск" после снеготаяния территория снегоотвала отчищается от мусора силами УМП "Спецавтохозяйство г. Томска". Исполнение решения суда причинит УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" значительные убытки, что фактически будет являться мерой ответственности, в то время как ответчик осуществлял складирование снега на законных основаниях. Срок, в течение которого ответчиками должно быть исполнено решение, не обоснован. Решение суда в части возложения обязанности вывезти снег в двадцатидневный срок неисполнимо, так как вся техника предприятия выполняет работы, предусмотренные муниципальным контрактом. Для заключения договора с иными организациями необходимо проведение аукциона. Судом не исследованы последствия вывоза снега и мусора в другое место.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 51 Закона об охране окружающей среды, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Закона об охране окружающей среды при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В статье 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов на территориях муниципальных образований, в частности запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, организация благоустройства территории городского округа.
В силу подпункта 1.31 пункта 1, пункта 2 статьи 40 Устава Города Томска соответствующие полномочия осуществляются администрацией г.Томска.
Согласно пункту 3.8.2 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск", утвержденных постановлением администрации г.Томска от 26 января 2011 г. N 55, вывоз снега и льда с автомобильных дорог общего пользования местного значения, территорий общего пользования городского округа, внутриквартальных проездов и иных объектов благоустройства муниципального образования "Город Томск" а также с территорий, указанных в настоящих Правилах, осуществляется на специально подготовленные площадки (снежные отвалы, снегоплавильные камеры и др.). Место размещения указанных площадок в установленном порядке согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по Томской области, а также определяется и организуется с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 4.11 СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" все средства борьбы с гололедом и участки размещения и устройства снежных "сухих" свалок необходимо согласовывать с районными санэпидстанциями, с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду.
Судом установлено, что при согласовании места размещения спорного снегоотвала не привлекался представитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по Томской области, что предусмотрено вышеприведенными нормативными требованиями.
Доказательства согласования места размещения снегоотвала по указанному адресу с органом санитарно-эпидемиологического надзора в дело не представлены. Доводы ответчиков об отсутствии необходимости такого согласования противоречат вышеприведенным нормативным положениям.
Постановлением администрации г. Томска N 269-з от 18 февраля 2015г. земельный участок по адресу: /__/, предоставлен Управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска в постоянное (бессрочное) пользование для размещения временного объекта санитарной очистки территории (снегоотвала).
Управлением дорожной деятельности благоустройства и транспорта администрации г.Томска 19 февраля 2015 г. издано распоряжение N 13/1 "Об организации снежного отвала". В соответствии с пунктом 1 данного распоряжения УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" организует вывоз, прием и временное складирование снега при проведении работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети муниципального образования "Город Томск" на земельный участок по адресу: /__/. Фактическую эксплуатацию расположенного на указанной территории снежного отвала в соответствии с распоряжением администрации г. Томска N 13/1 от 19 февраля 2015 г. осуществляет УМП "Спецавтохозяйство г.Томска".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статей 40-41 Земельного кодекса Российской Федерации землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков вправе осуществлять использование земельного участка только в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, включающие виды разрешенного использования земельных участков, являются неотъемлемыми элементами Правил землепользования и застройки.
В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденной решением Думы г. Томска от 27 ноября 2007 г. N687, указанный земельный участок по адресу: /__/, располагается в территориальной зоне городских парков, скверов, бульваров, садов (Р-1), предназначенной для организации парков, скверов бульваров, садов, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Складирование снега в установленный названными Правилами перечень видов разрешенного использования земельных участков в границах городских парков, скверов, бульваров, садов не включено.
Таким образом, ответчиками в материалы дела не представлено доказательств соблюдения всей установленной действующим нормативными актами процедуры согласования места размещения снегоотвала по указанному адресу, земельный участок под снегоотвал используется в нарушение градостроительных регламентов, что является основанием для признания незаконным складирования на этом земельном участке загрязненного снега и отходов, образующихся в результате уборки улично-дорожной сети г. Томска.
Также о незаконности складирования снега свидетельствует то, что снег, завозимый на снегоотвал, загрязнен как бытовым мусором, так и химическими токсичными примесями, что оказывает негативное влияние на окружающую среду.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, наличие в снеге токсичных веществ подтверждено представленными доказательствами: протоколом анализа снежного покрова N321 от 27 марта 2015 г., актом проверки от 20 марта 2015 г. На основании указанных доказательств суд пришел к обоснованному выводу о том, что складированный на снегоотвале снег загрязнен и содержит в себе примеси, имеющие острую токсичность. Доказательства, опровергающие указанные выводы, ответчиками представлены не были.
Согласно пункту 3.8.7 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск" специализированные площадки после снеготаяния должны быть очищены от мусора и благоустроены организациями, их эксплуатирующими либо привлеченными в установленном порядке.
Учитывая, что вместе с завозимым снегом на указанный участок попадают бытовые отходы, а также то, что деятельность по складированию снега на земельном участке осуществляет УМП "Спецавтохозяйство г.Томска", эксплуатирующее этот участок, суд обоснованно возложил на ответчиков обязанность обеспечить сбор и утилизацию загрязненного снега и иных отходов, складированных на земельном участке по адресу: /__/.
С учетом изложенного, доводы апелляционных жалоб о том, что такие обязанности на ответчиков не могут быть возложены, являются необоснованными.
Доводы об отсутствии финансовой и технической возможности исполнения решения суда судебной коллегией отклоняются как не имеющие значения для разрешения настоящего спора на данной стадии.
Вопреки доводам жалобы УМП "Спецавтохозяйство г.Томска", срок исполнения решения в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу определен с учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом требований разумности и справедливости. Оснований для изменения решения в этой части судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Томска от 13 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Томска, УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.