Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
судей: Величко М.Б., Простомолотова О.В.,
при секретаре Бершанской М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Бакчарского района Томской области в защиту интересов Раззомазова Л. Е. к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконными действий по уменьшению размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения по жилищному сертификату, признании недействительным жилищного сертификата, признании за Раззомазовым Л.Е. права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности выдать жилищный сертификат
по апелляционной жалобе представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеева Р.Я. на решение Советского районного суда г. Томска от 06 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Величко М.Б., объяснения представителей Департамента архитектуры и строительства Томской области Жаровой М.А., Сафаргалеева Р.Я., настаивавших на доводах апелляционной жалобы, прокурора Дашевской О.С. и Раззомазова Л.Е., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Бакчарского района Томской области в защиту интересов Раззомазова Л.Е. обратился в суд с иском к Департаменту архитектуры и строительства Томской области, в котором просил признать незаконными действия Департамента архитектуры и строительства Томской области по уменьшению размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму /__/ рублей по жилищному сертификату N /__/ в связи с отчуждением Раззомазовым Л.Е. 11.12.2002 жилого помещения по адресу: /__/; признать жилищный сертификат N /__/, выданный Раззомазову Л.Е., недействительным; признать за Раззомазовым Л.Е. право на получение жилищной субсидии в размере /__/ рублей, возложить обязанность выдать Раззомазову Л.Е. жилищный сертификат на сумму /__/ рублей.
В обоснование требований указано, что в прокуратуру района обратился Раззомазов Л.Е. с заявлениями о несогласии с уменьшением социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Проверкой установлено, что Раззомазов Л.Е., /__/ года рождения, решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, N 17 от 29.10.2009 был поставлен на учет по программе граждан, имеющих право на получение данной социальной выплаты. 04.06.2015 комиссией принято решение N 9 о выделении Раззомазову Л.Е. жилищного сертификата, документы учетного дела N /__/ направлены в Департамент архитектуры и строительства Томской области. 09.06.2015 Департаментом архитектуры и строительства Томской области выдан сертификат серии /__/ N /__/, согласно которому размер социальной выплаты уменьшен на /__/ рублей, в том числе, в связи с продажей 11.12.2002 дома по адресу: /__/, на сумму /__/ рублей. Итоговая социальная выплата Раззомазову Л.Е., по мнению истца, должна составлять /__/ рублей. Находит действия ответчика по уменьшению социальной выплаты Раззомазову Л.Е. незаконными.
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Советского района г. Томска Семенченко А.А. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Материальный истец Раззомазов Л.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Уточнил, что впервые обратился в компетентные органы с заявлением об участии в программе переселения, получения социальных выплат 27.10.2009, до указанной даты с подобными заявлениями не обращался.
Представитель Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеев Р.Я. в судебном заседании считал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Обжалуемым решением суд иск прокурора Бакчарского района Томской области, действующего в интересах Раззомазова Л.Е., удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеев Р.Я. просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Указывает, что действия Департамента являлись законными и обоснованными.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", указывает, что уменьшение размера жилищной субсидии законодатель не ставит в зависимость от времени совершения сделки по отчуждению жилых помещений и не связывает с моментом выражения волеизъявления гражданина на участие в программе и моментом принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
При расчете размера социальной выплаты Раззомазову Л.Е. Департамент архитектуры и строительства Томской области руководствовался требованиями действующего законодательства, регламентирующего порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации в письме в письме от 11.04.2012 N8513-ЧП/07.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Бакчарского района Томской области Истомин А.Г. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Оценив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года) в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Согласно частям 1 - 4 статьи 6 Федерального закона N125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий, подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Кроме того, указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила).В силу подпункта "з" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно пункту 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
В силу пункта 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Пункт 44(2) Правил предусматривает, что органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведения о договоре об отчуждении гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи жилого помещения, включая сведения о цене договора - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил; граждане - участники подпрограммы вправе представлять, указанные документы по собственной инициативе.
В случае отчуждения гражданином, указанным в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
Согласно абзацу 3 пункта 16(2) Правил при этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Из анализа изложенных норм закона следует, что введение законодателем вышеуказанного условия об уменьшении размера жилищной субсидии направлено на защиту государственных интересов в случае уклонения граждан от передачи в государственную и муниципальную собственность жилых помещений путём заключения сделок по отчуждению имевшегося у них на момент постановки на учёт и подлежавшего передаче в государственную и муниципальную собственность жилья при добросовестном выполнении гражданами обязательного условия участия в программе.
Поскольку как обязательство по безвозмездному отчуждению жилого помещения, так и осуществляемое вместо данного обязательства уменьшение суммы жилищной субсидии на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию, обуславливаются возникновением правоотношения по участию в указанной программе, при определении жилищной субсидии также должны учитываться жилые помещения граждан, проданные после постановки их на учет как участников программы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27.10.2009 Раззомазов Л.Е. обратился к Главе Бакчарского района с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Томской области (л.д.8-13, 52).
Решением Комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, от 29.10.2009 N17 27.10.2009 Раззомазов Л.Е. принят на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Решением Комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, от 04.06.2015 N9 Раззомазову Л.Е. выделен жилищный сертификат (л.д. 18).
Государственный жилищный сертификат N /__/ выдан Раззомазову Л.Е. на сумму /__/ рублей, дата выдачи - 09.06.2015 (л.д.21-22).
Из ответа Департамента архитектуры и строительства Томской области N 56-05-1172 от 22.06.2015 следует, что размер социальной выплаты Раззомазова Л.Е. уменьшен на сумму отчужденных им и членами его семьи жилищных помещений, в том числе до выражения своего волеизъявления на участие в программе и до принятия на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Как следует из реестра объектов капитального строительства N 12, инвентаризационная стоимость жилого дома по адресу: /__/, на дату продажи квартиры 11.12.2002 составляла /__/ рублей (л.д. 19).
Соответственно, отчуждение 11.12.2002 жилого дома по адресу: /__/, было произведено Раззомазовым Л.Е. до выражения своего волеизъявления на участие в программе и до принятия на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Раззомазов Л.Е. обратился с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в период действия редакции ст. 6 Федерального закона N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002, которая также предусматривала, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Ранее было указано, что по смыслу вышеприведенных норм законодательства размер предоставляемой жилищной субсидии подлежит уменьшению на стоимость (инвентаризационную стоимость) жилого помещения, отчужденного в период после выражения участником программы своего волеизъявления на участие в программе и в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии. Иное толкование статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ может привести к нарушению прав граждан, которые до постановки их на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, могли несколько раз отчуждать принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в том числе, с целью улучшения жилищных условий, при этом общая стоимость отчуждаемых жилых помещений, может превысить размер полагающейся им социальной выплаты.
Таким образом, суд обоснованно признал действия Департамента архитектуры и строительства Томской области по уменьшению размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму /__/ рублей по жилищному сертификату N /__/ в связи с отчуждением Раззомазовым Л.Е. 11.12.2002 жилого помещения по адресу: /__/, не основанными на нормах действующего законодательства, а исковые требования прокурора Бакчарского района Томской области подлежащими удовлетворению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы аналогичны по сути возражениям ответчика, адресованным суду первой инстанции, которые являлись предметом рассмотрения суда, давшего им надлежащую оценку. Данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, они не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену решения суда.
В силу ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Поскольку письма Минрегиона России от 17.11.2008 N29718/ВУ/05 и от 11.04.2012 N 8513-ЧП/07 нормативными правовыми актами не являются, они не подлежали применению судом, поэтому ссылка на них в апелляционной жалобе на состоятельна. Кроме того, поскольку указанные письма не содержат выводов в отношении Раззомазова Л.Е., поэтому они не могут являться также доказательством по настоящему делу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 06 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента архитектуры и строительства Томской области Сафаргалеева Р.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.