Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.
судей: Шефер Л.В., Воротникова С.А.
при секретаре Никитиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Ереминой Л. С. к Публичному акционерному обществу "Томскэнергосбыт" о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды не соответствующими законодательству Российской Федерации
по апелляционной жалобе представителя Ереминой Л. С. Фурсина В. Ю. на решение Советского районного суда г. Томска от 10 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шефер Л.В., объяснения представителя Ереминой Л.С.- Фурсина В.Ю., действующего по доверенности от 27.05.2015, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Еремина Л.С. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу "Томскэнергосбыт" (далее - ПАО "Томскэнергосбыт"), в котором с учетом уточнения просила признать действия по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды с 01.01.2013 по 31.05.2015 не соответствующими законодательству РФ.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения (квартиры) по адресу: /__/, регулярно оплачивает счета за электроэнергию, за исключением электроэнергии на общедомовые нужды, начисление платы за которую производится с нарушением требований закона. Расчетный прибор общества с ограниченной ответственностью "Горсети" (далее - ООО "Горсети") не является общедомовым, а, следовательно, по нему не может производиться расчет электроэнергии на общедомовые нужды. При оснащении дома коллективным (общедомовым) прибором учета, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в доме, не учитывается и не влияет на исчисление размера данного платежа, в то время как при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета и расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, непосредственное значение имеет общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В доме по адресу: /__/. отсутствуют места общего пользования, следовательно, при отсутствии в многоквартирном доме мест общего пользования - общего имущества в многоквартирном доме, отсутствует и расход коммунальных ресурсов, приходящихся на содержание указанных мест. Между тем, ответчиком истцу выставляется к оплате электроэнергия на общедомовые нужды, которая фактически Ереминой Л.С. не потребляется. Поскольку прибор учета установлен ООО "Горсети" в отсутствии решения собственников об его установке, следовательно, ответственность за данный прибор несет указанное общество. Кроме того, расчет электроэнергии на общедомовые нужды составлен с нарушениями требований Правил 354, что также позволяет сделать вывод о незаконности начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды.
Определением Советского районного суда г.Томска от 11.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Горсети" (далее ? ООО "Горсети").
ПАО "Томскэнергосбыт" в отзыве на исковое заявление считает его не подлежащим удовлетворению.
В отзыве ООО "Горсети" указало, что 31.01.2011 года произвело замену ранее установленного прибора учета /__/ N /__/ на прибор учета /__/. N /__/. Последний был принят в эксплуатацию с оформлением акта приемки электроучета NА458 от 31.01.2011 года, подписанного уполномоченными лицами. Данный прибор учета смонтирован на границе сетей сетевой организации с внутридомовыми сетями и учитывает количество электрической энергии, поданной в многоквартирный дом.
В судебном заседании представитель истца Ереминой Л.С. Фурсин В.Ю. поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчика ПАО "Томскэнергосбыт" Галкин А.В., Абрамовская Е.М. просили в удовлетворении иска отказать ввиду его необоснованности.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Ереминой Л.С.
Обжалуемым решением в удовлетворении иска Ереминой Л.С. к ПАО "Томскэнергосбыт" отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Ереминой Л.С. Фурсин В.Ю. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу ПАО "Томскэнергосбыт" и ООО "Горсети" считают решение законным и обоснованным, а жалобу- не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие Ереминой Л.С., представителей ПАО "Томскэнергосбыт" и ООО "Горсети", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Из материалов дела следует, что Еремина Л.С. является собственником трехкомнатной квартиры N /__/, общей площадью /__/ кв. м, расположенной на втором этаже дома N /__/ (т.1 л.д.4-5).
Данный дом с 01.09.2014 имеет непосредственный способ управления. Поставщиком электроэнергии в данный дом является ответчик, что истцом не оспаривается.
31.01.2011 на изоляторах указанного дома ООО "Горсети" за счет собственных средств по программе модернизации ОДПУ произвело замену ранее установленного прибора учета /__/ N /__/ на прибор учета /__/ N /__/. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлена на изоляторах, расположенных на стене жилого дома (т.1 л.д.48-50).
Приемка указанного прибора учета в эксплуатацию оформлена актом приемки от 31.01.2011, составленным ООО "Горсети" и управляющей компанией ООО " /__/", обслуживавшей на тот период времени дом, в котором проживает истица.
Актом N 12-07-17-01 от 17.07.2013, составленным ООО "Горсети", ООО " /__/" с участием уполномоченного представителя потребителя Еремина С.Ф., произведен осмотр измерительного комплекса электроэнергии (ИК). В результате осмотра подтверждено, что ИК расположен на изоляторах, установленных на стене жилого дома по адресу: /__/, где также проходит граница балансовой принадлежности. ИК используется для общего учета учитывающего электроэнергию жилого дома, соответствует требованиям действующих норм и правил и допущен в эксплуатацию ( т.1 л.д.166).
Показания установленного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком ПАО "Томскэнергосбыт" для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений дома за услуги электроснабжения.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснаожаюшеи организации объема электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производился в порядке, установленном пунктом 19 Правил, т.е. по нормативу потребления.
С 01.09.2012 Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015) в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, в первоначальной редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на обшсдомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ с 01.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Проанализировав указанные нормы материального права, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции верно указал, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на установку (замену) приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения, в связи с чем обоснованно пришел к выводу о правомерности установки ООО "Горсети" ОДПУ электроэнергии по /__/ и отказе в удовлетворении соответствующего требования иска.
Принимая во внимание, что ОДПУ электроэнергии установлен ООО "Горсети" в соответствии с требованиями действующего законодательства, действия ОАО "Томскэнергосбыт" по начислению платы за электроэнергию с использованием показаний указанного ОДПУ также не могут быть признаны незаконными, оснований для такого вывода не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном указании судом площади занимаемого истцом жилого помещения, об отсутствии оснований для участия сетевой организации в установке ОДПУ также не могут быть приняты во внимание, поскольку на законность и обоснованность обжалуемого решения суда не влияют.
Доводы жалобы относительно неправильности произведенного ответчиком расчета ОДН не могут быть приняты во внимание, поскольку в суде первой инстанции требования о перерасчете начисленной платы за ОДН истцом не заявлялись и не были предметом изучения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ереминой Л. С. Фурсина В. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.