Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Мартыновой Т.А.,
судей Черниковой О.Ф., Баталовой С.В.,
при секретаре Криницыной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 26 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Чикурова В.А. на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 01 октября 2015 года, которым постановлено:
иск Чикурова В.А. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чикуров В.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Кировской области о взыскании недополученной пенсии, указывая, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и получает военную пенсию по выслуге лет с "дата", проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с "дата" по "дата", в Вооруженных силах Украины - с "дата" по "дата". Общая выслуга лет в календарном исчислении с учетом всех периодов военной службы составляет 25 лет. После увольнения с военной службы истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в "адрес". С "дата" ему была назначена пенсия за выслугу лет из расчета должностного оклада по 32 тарифному разряду, окладу по воинскому званию "подполковник", процентная надбавка за выслугу лет, исходя из выслуги - 25 лет. С "дата" ответчиком был произведен перерасчет пенсии, где процентная ежемесячная надбавка за выслугу лет стала выплачиваться в размере "данные изъяты" % (с учетом выслуги 22 года), при расчете процентной надбавки за выслугу лет был засчитан только период военной службы в ВС СССР с "дата" по "дата", а период службы в Вооруженных Силах Украины с "дата" по "дата" из выслуги лет был незаконно исключен. Неоднократные письменные обращения в адрес ответчика с просьбой дать разъяснения и провести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периода военной службы в ВС Украины остались без внимания. Считает, что действия ответчика, связанные с лишением права на получение пенсии за выслугу лет в полном объеме, грубо нарушают его конституционные права и противоречат требованиям международных договоров и действующего законодательства РФ. Полагает, что ему должна быть выплачена процентная надбавка к пенсии за выслугу лет в размере "данные изъяты" %. Весь период службы в ВС Украины должен быть включен в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет на основании пункта "д" Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1074, в силу Соглашения о создании СНГ, в состав которого входит также Украина, Соглашений стран СНГ от "дата" и от "дата" Сумма недополученной истцом пенсии (разница между фактически выплаченной суммой пенсии (с учетом процентной надбавки "данные изъяты" %) и подлежащей выплате пенсии (с учетом процентной надбавки "данные изъяты" %) составила "данные изъяты" руб. Просил взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за выслугу лет за период с "дата" по "дата" включительно в размере "данные изъяты" руб., обязать военный комиссариат Кировской области с "дата" производить выплату пенсии за выслугу лет с учетом надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, предусмотренную ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N "данные изъяты" "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в размере "данные изъяты" %.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
С решением суда не согласен Чикуров В.А., просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение. Считает, что судом применены не подлежащие применению подпункты "а" и "в" п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 N 1074, и не применены подлежащие применению Постановление Верховного Совета РСФСР N 2014-1 от 12.12.1991г. о ратификации Соглашения о создании СНГ, Соглашение между государствами-участниками СНГ от 14.02.1992г.; неправильно применены положения ч.2 ст.2 Соглашения от 15.05.1992г., без учета ее толкования Экономическим Судом СНГ, данным 12.04.2012 N 01-1/4-11, суд ссылается на несуществующее Определение Экономического Суда СНГ от 19.03.2012 "О разъяснении консультативного заключения от 09.12.2009 N 01-1/2-09". Указывает, что нормативного акта в виде постановления Правительства РФ или Федерального закона РФ, предписывающего не учитывать период военной службы в государствах-участниках СНГ, не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" по доверенности Широкова Е.А. указывает на несостоятельность доводов жалобы и правильность выводов суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Чикуров В.А. и его представитель адвокат Карабалинов С.Н. поддержали доводы жалобы.
Представители ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" по доверенностям Шуклина О.А. и Широкова Е.А. возражали против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Чикуров В.А.проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с "дата", после распада СССР принял "дата" присягу на верность народу Украины и приказом от "дата" Министра обороны Украины принят на службу в Вооруженных силах Украины, уволен с военной службы приказом Министра обороны Украины от "дата" N N и исключен с "дата" из списков личного состава кафедры Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков приказом N от "дата" (л.д. 24-27).
С "дата" истцу назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет.
До "дата" пенсия истцу начислялась из расчета должностного оклада по 32 тарифному разряду, окладу по воинскому званию "подполковник", процентной надбавки за выслугу лет (25 лет) в размере "данные изъяты"% денежного довольствия.
С "дата" пенсия истцу исчисляется из расчета должностного оклада по 32 тарифному разряду, окладу по воинскому званию "данные изъяты", процентной надбавки за выслугу лет (22 года) в размере "данные изъяты"% денежного довольствия. Из выслуги лет для назначения надбавки исключен период военной службы истца в Вооруженных Силах Украины с "дата" по "дата"
Принимая обжалуемое решение и отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от "дата", а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Украины не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем размер процентной надбавки за выслугу лет истцу правомерно приведен в соответствие с требованиями законодательства РФ.
Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
На момент увольнения истца со службы действовала ст. 62 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством РФ, только до окончания переходного периода.
В силу ст. 56 данного Закона РФ и п. 2 Постановления от 11.02.1993 N 4457-1 Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" срок переходного периода был установлен до 31.12.1994.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ.
Российская Федерация и Украина являются участниками
Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992) и от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств- участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение от 15.05.1992).
В соответствии со ст.1 Соглашения от 14.02.1992 за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В силу ст.2 указанного Соглашения Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.
Соглашением от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи (ст. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 "О разъяснении консультативного заключения от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09".
Данное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Закрепленное в Соглашениях от 14.02.1992 и 15.05.1992 положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, выслуга лет Чикурову В.А., как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства РФ, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по российскому законодательству.
Во исполнение Соглашения от 15.05.1992 в Российской Федерации 12.02.1993 принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011 г. N 1074.
Статьей 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 1.01.1995 в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения надбавки содержался в постановлении Правительства РФ от 14.07.2000 г. N 524.
Судом установлено, что пенсия назначена Чикурову В.А. за выслугу лет с учетом выслуги в Вооруженных силах Украины. При расчете процентной надбавки за выслугу лет военным комиссариатом в соответствии с ч.2 ст.2 Соглашения от 15.05.1992 на основании положений п.2 Правил исчисления выслуги лет от 21.12.2011 г. N 1074 из выслуги лет истца правомерно исключен период службы в Вооруженных силах Украины.
При таких обстоятельствах законных оснований для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца не имеется.
Доводы жалобы о применении к рассматриваемым отношениям подп. "д" п.2 Правил исчисления выслуги лет судебная коллегия находит необоснованными, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Государством Украина относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось, а Соглашение от 15.05.1992г. эти вопросы не регламентирует.
Вопреки доводам жалобы, консультативное заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 12.04.2012 N 01-1/4-11 в данном случае не применимо, поскольку содержит выводы об установлении соответствия служебного положения, приобретенного военнослужащим, и определении размера должностного оклада как составляющей денежного довольствия.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом при разрешении спора были установлены, нормы права, как международного, так и национального, истолкованы и применены правильно. В этой связи оспариваемое решение суда является законным, обоснованным, и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 01 октября 2015 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.