Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. на вступившее в законную силу решение Калининградского областного суда от 14 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Калининградской области "Центр развития одаренных детей" Гомана С.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) А. от 24 декабря 2014 года директор государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Калининградской области "Центр развития одаренных детей" (далее - ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей") Гоман С.С. привлечен к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 06 марта 2015 года вышеназванное постановление оставлено без изменения.
Решением Калининградского областного суда от 14 мая 2015 года постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области А. от 24 декабря 2014 года N и решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 06 марта 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" Гомана С.С. отменены. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
В жалобе поступившей в Калининградский областной 27 октября 2015 года, заявитель просит оставить решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 06 марта 2015 года без изменения и отменить решение Калининградского областного суда от 14 мая 2015 года, мотивируя тем, что вывод судьи областного суда основан на неверном толковании норм Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ).
Определением заместителя председателя Калининградского областного суда от 28 октября 2015 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении по директора ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" Гомана С.С., которое поступило в Калининградский областной суд 03 ноября 2015 года.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу состоявшееся решение Калининградского областного суда от 14 мая 2015 года оставлению без изменения.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" также предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Согласно материалам дела, на основании распоряжения от 13 октября 2014 года Центральным управлением Ростехнадзора в период с 22 октября 2014 года по 30 октября 2014 года в отношении ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - сети газопотребления, регистрационный номер N, расположенного по адресу: "адрес".
По результатам указанной проверки составлен акт от 30 октября 2014 года, в котором указано, что ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности - сеть газопотребления, регистрационный номер N, без лицензии, что является нарушением требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности".
По данному факту 25 ноября 2014 года государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области А. был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого Гоман С.С., как должностное лицо - директор ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей", был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ - постановлением от 24 декабря 2014 года было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В письме Ростехнадзора от 10 сентября 2014 года N 00-04-05/1497 дано разъяснение по вопросам идентификации и классификации сетей газораспределения и газопотребления: в целях реализации Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ необходимо учитывать требования ч. 1 ст. 2, которыми установлено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к указанному Закону; понятие производственного объекта подразумевает осуществление на нем производственной деятельности; не следует относить к опасным производственным объектам сети газопотребления, использующиеся для выработки тепловой и электрической энергии, если она (энергия) используется исключительно для обеспечения собственных нужд без цели ее реализации, например, сети газопотребления финансовых, образовательных, социальных и медицинских учреждений, административных зданий, жилых домов и подобных объектов.
В связи с тем, что ст. 9.1 КоАП РФ включена в главу 9 "Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике", следовательно, объектом посягательства является установленный порядок обеспечения промышленной безопасности, а объективную сторону правонарушения образует неисполнение требований в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей", директором которого является Гоман С.С., эксплуатирует сеть газопотребления, которая Центральным управлением Ростехнадзора включена в государственный реестр опасных производственных объектов согласно свидетельству о регистрации N от 5 марта 2014 года.
Лицензию на эксплуатацию этой сети газопотребления учреждение не получало.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" не осуществляет деятельность в сфере промышленности и использует котельную исключительно для собственных нужд учреждения, в связи с чем недостатки в документальном оформлении эксплуатации сети газоснабжения (даже в случае их наличия) не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Также судьей областного суда верно указано, что само по себе наличие свидетельства N от 5 марта 2014 года о регистрации упомянутой котельной в качестве опасного производственного объекта не может быть признано безусловным основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Письмом Ростехнадзора от 14 мая 2015 года N 00-01-33/243 вышеуказанное письмо от 10 сентября 2014 года N 00-04-05/1497 признано не подлежащим применению, с указанием на то, что до вступления в силу изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ идентификацию сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов, их регистрацию, перерегистрацию в реестре опасных производственных объектов и исключение из реестра надлежит осуществлять в соответствии с действующими нормами Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Учитывая, что на момент проведения проверки (период с 22 октября 2014 года по 30 октября 2014 года) и вынесения оспариваемого постановления (24 декабря 2014 года) директор ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" Гоман С.С. руководствовался действовавшими официальными разъяснениями уполномоченного федерального органа - Ростехнадзора, изложенными в письме от 10 сентября 2014 года N 00-04-05/1497, в связи с чем полагал, что используемая для собственных нужд газовая котельная не является опасным производственным объектом и не требует получения лицензии, следовательно, в его действиях отсутствует субъективная сторона вмененного ему административном правонарушении и, как следствие, состав правонарушения.
Таким образом, выводы судьи областного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении директора ГБУ ДО КО "Центр развития одаренных детей" за отсутствием состава правонарушения, являются верными.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области А. не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Калининградского областного суда от 14 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении директора государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Калининградской области "Центр развития одаренных детей" Гомана С.С. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.