Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Митрофановой О.А.,
судей Секериной СП., Гончаренко Ю.Ю.,
при секретаре Бойченко Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Советского районного суда города Челябинска от 19 мая 2015 года по иску Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Митрофановой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Лычагина А.И. и Чаткина А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Челябинской транспортной прокуратуры Шпилевой Е.Л., представителей третьих лиц - Советской районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Птициной Е.В. и Чешуина А.Б., Центральной районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Кузнецовой Т.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Челябинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Челябинский транспортный прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов на
пригородном вокзале станции Челябинск, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, д. 7, выявлен ряд нарушений требований Свода правил 59.13330.2012, ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ 52131-2003, ГОСТ 51671-2000, ГОСТ Р 51256, приказа Минтруда N 627, а именно: не установлены контрастные выделения перед входом в вокзал на первом и последнем лестничных маршах; на цокольном этаже пригородного вокзала при выходе к перрону не оборудованы поручни; при выходе из пригородного вокзала станции Челябинск на пандусах не установлено антискользящее покрытие и шероховатости; на лестничном пролете у центрального входа пригородного вокзала станции Челябинск не установлены поручни; при входе на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск не установлена мнемосхема и тактильная дорожка к ней; на входных дверях пригородного вокзала станции Челябинск не установлены предупреждающие круги; на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск для инвалидов по слуху не установлены индукционные петли; на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск не установлены тактильные направляющие к кассе; на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск не определены доступные места (зоны отдыха и ожидания) для инвалидов; при входе на пригородный вокзал станции Челябинск не установлено табло с бегущей строкой, на первом и втором этажах не установлена голосовая запись, которая прослушивалась бы в здании вокзала, в здании вокзала отсутствует информационное табло; в туалетной комнате на первом этаже отсутствуют крючки на уровне колясочника, стул, умывальник установлен не на соответствующем уровне, не установлено зеркальце, отсутствуют материалы для личной гигиены; отсутствует инструкция для работников, ответственных за работу с инвалидами; в подземном переходе пригородного вокзала станции Челябинск на пути к платформе, а также на цокольном этаже до турникетов не установлены поручни вдоль стены с левой стороны; на перроне пригородного вокзала станции Челябинск, на 9-10 пути тактильная плитка "направляющая" не заменена на "предупреждающую"; на пригородном вокзале станции Челябинск не установлены указатели и информационные табло для маломобильных групп населения. Указал, что невыполнение собственником помещений в здании пригородного вокзала станции Челябинск - ОАО "РЖД" требований законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов ущемляет права инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Челябинской транспортной прокуратуры - Шпилевая Е.Л. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" - Чаткин А.В. исковые требования не признал.
Представители третьих лиц - Советской районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации
Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Птицина Е.В., Металлургической районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Корнев В.В., Центральной районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Кузнецова Т.А. исковые требования Челябинского транспортного прокурора поддержали.
Представитель третьего лица - Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал.
Суд постановилрешение, которым исковые требования Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворил частично.
Обязал ОАО "РЖД" в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств устранить следующие нарушения на пригородном вокзале станции Челябинск, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, д. 7, а именно:
1. оборудовать на цокольном этаже пригородного вокзала станции Челябинск при выходе к перрону поручни в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
2. установить при выходе из пригородного вокзала станции Челябинск антискользящее покрытие и шероховатости на пандусах в течение одного месяца после вступления решения в законную силу;
3. установить на лестничном пролете у центрального входа пригородного вокзала станции Челябинск поручни в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
4. установить при входе на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск мнемосхему, установить тактильную дорожку для слепых к мнемосхеме в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
5. установить на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск для инвалидов по слуху индукционные петли в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
6. установить на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск для слепых тактильные направляющие к кассе в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
7. установить при входе на пригородный вокзал станции Челябинск табло с бегущей строкой, а также на первом и втором этажах голосовую запись, которая прослушивалась бы в здании вокзала, информационное табло в здании пригородного вокзала станции Челябинск в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу;
8. дооборудовать туалетную комнату на первом этаже пригородного вокзала станции Челябинск, а именно сделать крючки на уровне колясочника, поставить стул, установить умывальник на соответствующем уровне, установить зеркальце, приобрести материалы для личной гигиены, в течение одного месяца после вступления решения в законную силу;
9. разработать на пригородном вокзале станции Челябинск инструкции для работников, ответственных за работу с инвалидами, в течение одного месяца после вступления решения в законную силу;
10. установить в подземном переходе пригородного вокзала станции Челябинск на пути к платформе, а также на цокольном этаже до турникетов поручни вдоль стены с левой стороны в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
11. на перроне пригородного вокзала станции Челябинск (9-10 пути) заменить тактильную плитку "направляющая" на "предупреждающая" в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу;
12. установить на пригородном вокзале станции Челябинск указатели и информационное табло для маломобильных групп населения в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу.
В остальной части заявленные требования Челябинского транспортного прокурора оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение суда отменить. Ссылается на то, что Челябинский транспортный прокурор не представил надлежащих доказательств фиксации нарушений ОАО "РЖД" с нормативным обоснованием каждого пункта требований, фактического их наличия, места их обнаружения в здании вокзала. Заявленные прокурором требования носят обобщенный характер, не подтверждены фактическими обстоятельствами и надлежащими доказательствами, а необходимость их исполнения не основана на нормативно-правовых актах. Свод правил 59.13330.2012 введен в действие с 01 января 2013 года. В соответствии с п. 1.2 указанного Свода правил, его требования необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Свод правил 59.13330.2012, ГОСТ Р 52875 не входят в утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивается соблюдением Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Ссылка суда на свидетельские показания Чешуина А.Б. не отвечает требованиям допустимости и достоверности доказательств при их оценке. При проектировании, строительстве здания пригородного железнодорожного вокзала станции Челябинск учитывались требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", проект здания пригородного вокзала утвержден государственной экспертизой, введен в эксплуатацию специализированными государственными органами в области строительства. Указывает на то, что пункты 1 и 10, 7 и 12 резолютивной части решения идентичны, обязанность по ним исполнена,
нарушения отсутствуют; пункты 2-5, 8-9, 11 резолютивной части решения указывают на требования для исполнения, которые фактически исполнены, а также отсутствует нормативное обоснование для их безусловного исполнения; пункт 6 судебного акта включен в инвестиционную программу на 2016 год и будет исполнен при капитальном ремонте. Кроме того, судом не учтено, что часть требований прокурора касается объектов, которые в соответствии с договором долевого участия в строительстве объекта "Развитие пригородной зоны железнодорожного вокзала на станции Челябинск. Пригородный вокзал" от 07 августа 2006 года N 995 являются общим имуществом ОАО "РЖД" и Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области.
Представители третьих лиц - Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, Металлургической районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены, не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей ОАО "РЖД" Лычагина А.И. и Чаткина А.В., представителя истца Челябинской транспортной прокуратуры Шпилевой Е.Л., представителей третьих лиц - Советской районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Птициной Е.В. и Чешуина А.Б., Центральной районной г. Челябинска организации Челябинской областной общественной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Кузнецовой Т.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в связи с неправильным применением судом норм процессуального права.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования
железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений" приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605 утвержден Свод правил "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Челябинской транспортной прокуратурой на пригородном вокзале станции Челябинск, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, д. 7, выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в том числе СП 59.13330.2015, что подтверждается актами проверки от 30 августа 2014 года, от 30 января 2015 года с приложенными к нему фотографиями, от 17 августа 2015 года, от 22 апреля 2015 года и от 23 апреля 2015 года (том 1 л.д. 149-213, том 2 л.д. 159-160).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07 февраля 2008 года, а также выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности ОАО "РЖД" находится нежилое помещение N 2 (часть пригородного вокзала с подземными тоннелями), общей площадью 2658,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, д. 7 (подвал, 1 этаж: помещения 1-42, 2 этаж: помещения 1-16, 33, 34, 3 этаж: помещения 12, 14, 16, 35, технический этаж) (том 1 л.д. 61, том 2 л.д. 242-243).
Оценив пояснения сторон и представленные сторонами доказательства, установив, что часть нарушений, указанных в исковом заявлении Челябинского транспортного прокурора, устранены ответчиком, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц. При этом, суд
обоснованно исходил из того, что не устранение ответчиком нарушений, указанных в исковом заявлении Челябинского транспортного прокурора, нарушает права инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
У судебной коллегии не имеется оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Челябинский транспортный прокурор не представил надлежащих доказательств фиксации нарушений ОАО "РЖД" с нормативным обоснованием каждого пункта требований, фактического их наличия, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, как не основанные на материалах дела.
Не могут быть приняты во внимание и доводы апелляционной жалобы ОАО "РЖД" о том, что Свод правил 59.13330.2012 введен в действие с 01 января 2013 года, его требования необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений, при проектировании, строительстве здания пригородного железнодорожного вокзала станции Челябинск учитывались требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", проект здания пригородного вокзала утвержден государственной экспертизой, введен в эксплуатацию специализированными государственными органами в области строительства. То обстоятельство, что СП 59.13330.2012 был введен в действие после утверждения проекта здания пригородного вокзала, его строительства и ввода в эксплуатацию, не освобождает ответчика от обязанности по исполнению требований данного нормативного акта, поскольку в соответствии с п. 1.2 указанного Свода правил его требования необходимо учитывать, в том числе при приспособлении объекта для нужд маломобильных групп населения.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что Свод правил 59.13330.2012 и ГОСТ Р 52875 не входят в утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 1047-р Перечень национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивается соблюдением Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не является основанием для отмены решения суда. В Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 года
N 1047-р, входила часть СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и' сооружений для маломобильных групп населения". СП 59.13330.2012 является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001. Часть СП 59.13330.2012 входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 (п. 41), который вступил в действие с 01 июля 2015 года. Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, всеми видами пригородного пассажирского транспорта.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что ссылка суда на свидетельские показания Чешуина А.Б. не отвечает требованиям допустимости и достоверности доказательств при их оценке, является несостоятельным. Суд дал оценку всем доказательствам, представленным сторонами в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных Челябинским транспортным прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы апелляционной жалобы ОАО "РЖД" о том, что пункты 1 и 10, 7 и 12 резолютивной части решения идентичны, обязанность по ним исполнена, нарушения отсутствуют; пункты 2-5, 8-9, 11 резолютивной части решения указывают на требования для исполнения, которые фактически исполнены, а также отсутствует нормативное обоснование для их безусловного исполнения; пункт 6 судебного акта включен в инвестиционную программу на 2016 год и будет исполнен при капитальном ремонте, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции. Доказательства того, что на день вынесения решения судом нарушения, которые указаны в резолютивной части решения, ответчиком устранены в материалах дела отсутствуют. Требования Челябинского транспортного прокурора основаны на нормах действующего законодательства, в том числе на требованиях СП 59.13330.2012, ГОСТ Р 51671-2000 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности", введенного в действие постановлением Госстандарта от 21 ноября 2000 года N 308-ст, ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года N 553-ст, приказа Минтруда России от 25 декабря 2012 года N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что часть требований прокурора касается объектов, которые в соответствии с договором долевого участия в строительстве объекта "Развитие пригородной зоны железнодорожного вокзала на станции Челябинск. Пригородный вокзал" от 07 августа 2006 года N 995 являются общим имуществом ОАО "РЖД" и Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, несостоятельна, поскольку требования Челябинского транспортного прокурора касаются только тех помещений, которые принадлежат на праве собственности ОАО "РЖД", а также пандуса при выходе к перрону, лестницы у центрального входа в здание, перрона (9-10 пути), эксплуатацию которых осуществляет ответчик - ОАО "РЖД", как собственник нежилого помещения N 2, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, д. 7.
Вместе с тем, судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что в силу ст. 210 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда не должно вызывать затруднений при исполнении, однако часть обязанностей, возложенных на ОАО "РЖД", в резолютивной части решения не конкретизированы. В суд апелляционной инстанции Челябинским транспортным прокурором представлен акт проверки от 10 ноября 2015 года, уточняющий нарушения, допущенные ответчиком (том 3 л.д. 153-187).
Так, в пункте 1 резолютивной части решения суд возложил на ответчика обязанность оборудовать на цокольном этаже пригородного вокзала станции Челябинск при выходе к перрону поручни, однако не указал конкретное место, где они должны быть оборудованы. Из акта от 10 ноября 2015 года, а также поэтажного плана объекта следует, что отсутствуют поручни в цокольном этаже (согласно поэтажному плану объекта - подвале) здания пригородного вокзала станции Челябинск на промежуточной площадке между двумя отрезками пандуса с левой стороны при повороте направо, при выходе к перрону (п. 4.1.15 СП 59.13330.2012) (том 1 л.д. 52).
В пункте 2 резолютивной части решения не конкретизировано, на каких пандусах должно быть установлено антискользящее покрытие и шероховатости. Согласно акту от 10 ноября 2015 года, антискользящее покрытие, шероховатости отсутствуют на пандусе при выходе из здания пригородного вокзала станции Челябинск к перрону (п. 4.1.11 СП 59.13330.2012).
В пункте 3 резолютивной части решения отсутствует указание на то, в каком месте должны быть установлены поручни на лестничном пролете у центрального входа пригородного вокзала станции Челябинск. Из акта от 10 ноября 2015 года следует, что отсутствует разделительный поручень на
лестнице у центрального входа в здание пригородного вокзала станции Челябинск, при этом ширина лестницы составляет 9,7 м (п. 5.1.2 СП 59.13330.2012).
В пункте 6 резолютивной части решения не конкретизировано, откуда должны идти тактильные направляющие к кассе для инвалидов. Из акта от 10 ноября 2015 года следует, что в здании пригородного вокзала станции Челябинск отсутствуют тактильные направляющие для инвалидов по зрению от центрального входа в здание до кассы для инвалидов, расстояние от дверей центрального входа до кассы для инвалидов составляет 15 м (п. 4.1.7 ГОСТ Р 52875-2007).
В пункте 7 резолютивной части решения не указано, где должно быть установлено информационное табло. В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель истца - Шпилевая Е.Л. уточнила, что информационное табло отсутствует на первом этаже здания пригородного вокзала станции Челябинск (п. п. 5.5.2, 5.5.3 СП 59.13330.2012) (том 3 л.д. 97).
В пункте 8 резолютивной части решения не указано, на каком уровне должен быть установлен умывальник. В соответствии с рисунком Д. 11 приложения Д СП 59.13330.2012 рекомендуется размещать раковину с туалетной полкой на высоте 0,75 м от уровня пола. Согласно акту от 10 ноября 2015 года, высота раковины в туалетной комнате на первом этаже здания пригородного вокзала станции Челябинск составляет 0,84 м.
В пункте 10 резолютивной части решения суд возложил на ответчика обязанность установить в подземном переходе пригородного вокзала станции Челябинск на пути к платформе, а также на цокольном этаже до турникетов поручни вдоль стены с левой стороны, вместе с тем, не указал, в каком конкретно месте должны быть установлены поручни. Как следует из акта от 10 ноября 2015 года, а также поэтажного плана объекта, в цокольном этаже (согласно поэтажному плану объекта - подвале) здания пригородного вокзала станции Челябинск отсутствуют поручни вдоль стены с левой стороны от лифта до турникетной линии, и от турникетной линии до входа в тоннель (дверного проема), при этом уклон от лифта до кабинки оператора турникетной линии составляет 7,5 см на 1 м длинны, длинна уклона 10,6 м, а уклон после кабины оператора до входа в тоннель составляет 6 см на 1 м длинны, длина уклона 9,2 м (п. 5.2.15 СП 59.13330.2012).
В пункте 11 резолютивной части решения не конкретизировано, в каком месте перрона пригородного вокзала станции Челябинск (9-10 пути) необходимо заменить тактильную плитку "направляющая" на "предупреждающая". В п. 7.4.15 СП 59.13330.2012 предусмотрено, что предупредительные сигнальные полосы следует применять вдоль краев платформы.
В пункте 12 резолютивной части решения суд возложил на ответчика обязанность установить на пригородном вокзале станции Челябинск указатели и информационное табло для маломобильных групп населения. Вместе с тем, судом не указано, на каких этажах здания пригородного вокзала станции Челябинск необходимо установить указатели. В суде апелляционной инстанции представитель истца Шпилевая Е.Л. уточнила, что указатели отсутствуют на первом и втором этажах здания пригородного вокзала станции Челябинск (п. п. 5.5.2, 5.5.3 СП 59.13330.2012) (том 3 л.д. 97 оборот). Кроме того, пункт 12 резолютивной части решения в части возложения обязанности на ОАО "РЖД" установить информационное табло дублирует пункт 7 резолютивной части решения.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, конкретизировав обязанности, возложенные судом на ответчика, и исключив из пункта 12 резолютивной части решения указание на обязанность ответчика установить информационное табло.
Судебная коллегия считает также необходимым изменить сроки, установленные судом для исполнения решения суда. Исходя из характера обязанностей, которые возложены на ответчика по решению суда, судебная коллегия считает что срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отвечает требованиям разумности и является достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 19 мая 2015 года изменить.
Исковые требования Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств удовлетворить частично.
Возложить на открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств обязанность устранить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на пригородном вокзале станции Челябинск по адресу: г. Челябинск, ул. Железнодорожная, д. 7:
1. оборудовать в цокольном этаже (подвале) здания пригородного вокзала станции Челябинск поручни на промежуточной площадке между двумя отрезками пандуса с левой стороны при повороте направо, при выходе к перрону;
2. установить на пандусе при выходе из здания пригородного вокзала
станции Челябинск к перрону антискользящее покрытие, шероховатости;
3. установить на лестнице у центрального входа в здание пригородного вокзала станции Челябинск разделительный поручень;
4. установить при входе в здание пригородного вокзала станции Челябинск, на первом этаже мнемосхему и тактильную дорожку к мнемосхеме для инвалидов по зрению;
5. установить на первом этаже здания пригородного вокзала станции Челябинск индукционные петли для инвалидов по слуху;
6. установить на первом этаже здания пригородного вокзала станции Челябинск тактильные направляющие для инвалидов по зрению от центрального входа в здание до кассы для инвалидов;
7. установить в здании пригородного вокзала станции Челябинск при входе - табло с бегущей строкой, на первом этаже - информационное табло, на первом и втором этажах - голосовую запись, прослушиваемую в здании пригородного вокзала станции Челябинск;
8. на первом этаже здания пригородного вокзала станции Челябинск дооборудовать туалетную комнату, а именно установить крючки на уровне кресла-коляски, поставить стул, установить умывальник на уровне 0,75 м от уровня пола, установить зеркало, разместить средства личной гигиены;
9. разработать для работников пригородного вокзала станции Челябинск, ответственных за работу с инвалидами, инструкции;
10. установить в цокольном этаже (подвале) здания пригородного вокзала станции Челябинск поручни вдоль стены с левой стороны от лифта до турникетной линии, и от турникетной линии до дверного проема;
11. на перроне пригородного вокзала станции Челябинск (9-10 пути) вдоль краев платформы заменить тактильную плитку "направляющая" на "предупреждающая";
12. установить на первом и втором этажах здания пригородного вокзала станции Челябинск указатели для маломобильных групп населения.
В удовлетворении остальной части требований Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц отказать.
В остальной части апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.