Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., изучив кассационную жалобу представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности *** С.С., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда *** г., на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по делу по заявлению Козлова К.А. к Департаменту городского имущества города Москвы (далее ДГИ) о признании незаконным решения от *** г., обязании принять документы по вопросу выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен принадлежащий заявителю гараж, обязании выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
Козлов К.А. обратился в суд с заявлением к ДГИ г. Москвы о признании незаконным решения от *** г., обязании принять документы по вопросу выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен принадлежащий заявителю гараж, обязании выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка, мотивируя свои требования незаконностью решения ДГИ г. Москвы об отказе в предоставлении услуги по "Выдаче распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории" по причине непредставления документов, подтверждающих имущественные права заявителя на гараж, а также сведений из ЕГРП, поскольку нормами действующего законодательства на заявителя не возложена обязанность по предоставлению указанных документов.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от *** г. постановлено:
В удовлетворении требований Козлова К.А. к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения от *** г., обязании принять документы по вопросу выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен принадлежащий заявителю гараж, обязании выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка отказать в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от *** г. отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено:
Признать незаконным решение Департамента городского имущества
г. Москвы от *** г. N ***.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы принять документы, поданные заявителем *** г. по вопросу выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен принадлежащий заявителю гараж общей площадью *** кв.м., кадастровый номер: *** (***).
В остальной части в удовлетворении требования заявителя отказать.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Козлов К.А. является собственником объекта недвижимости - гаража, общей площадью *** кв.м., расположенного по адресу:
***, кадастровый номер: *** (далее - гараж). Гараж принадлежит заявителю на основании договора купли-продажи от *** г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права *** от *** г.
*** г. заявитель обратился с запросом в ДГИ г. Москвы по вопросу выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, на которой расположен принадлежащий ему гараж с целью дальнейшего приобретения права собственности на земельный участок, расположенный под гаражом.
К указанному заявлению были приложены следующие документы: заявление на предоставление государственной услуги, документ, удостоверяющий личность заявителя, документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя.
Решением первого заместителя руководителя Департамента от *** г.
N *** Козлову К.А. отказано в приеме документов. Основанием для отказа в приеме документов послужило отсутствие полного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем. При этом, среди недостающих документов указаны документы, подтверждающие имущественные права Козлова К.А. на помещение, сведения из ЕГРП.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что ДГИ г. Москвы законно и обоснованно отказал в приеме документов заявителю, поскольку не были представлены документы, подтверждающие имущественные права на помещение, сведения из ЕГРП.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции не согласилась и пришла к выводу о его отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития РФ от *** N *** (действовавшим на момент вынесение обжалуемого решения) утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень). Согласно п.п. 4-4.2. в перечень данных документов входят:
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
- копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
Согласно п. 2 данного Приказа документы, указанные в пунктах 4, 4.1 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок.
Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории".
В соответствии с п. 2.5.1. Административного регламента предоставление государственной услуги осуществляется на основании следующих документов (сведений):
Документы, представляемые заявителем: Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги; документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя;
2.5.1.2. Документы, получаемые уполномоченным должностным лицом Департамента с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра: Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя на объект нежилого фонда либо на земельный участок.
2.5.2. Заявитель вправе представить документы, указанные в пункте 2.5.1.2 настоящего Регламента, по собственной инициативе. Копии указанных документов должны быть нотариально удостоверены.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Анализ вышеприведенных законоположений свидетельствует об отсутствии предусмотренной законом обязанности для К.А. Козлова в предоставлении документов подтверждающих имущественные права и сведения из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) в связи с чем отказ в принятии документов, поданных заявителем *** г. по вопросу выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен гараж заявителя является незаконным.
Ссылка ДГИ г. Москвы в оспариваемом решении на возникновение у заявителя права собственности на гараж независимо от его регистрации в ЕГРП как на основание применения п. 2.5.1.1.4. Административного регламента не является обоснованной, так как право собственности Козлова К.А. на гараж зарегистрировано *** г., т.е. после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
Таким образом, права заявителя на гараж не относятся к категории прав, признаваемых, как возникших независимо от их регистрации в ЕГРП, в связи с чем он не был обязан предоставлять в ДГИ г. Москвы копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение.
Кроме того заявитель не был обязан предоставлять выписку из ЕГРП о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения, в связи с тем, что данные документы ДГИ г. Москвы запрашивает самостоятельно посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Данные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены.
Требование заявителя о возложении обязанности на ДГИ г. Москвы выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен принадлежащий заявителю гараж, судебной коллегией оставлены без удовлетворения, ввиду следующего.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действия (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействие)
Поскольку выдача ДГИ г. Москвы распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен гараж, находится в ведении и компетенции ДГИ г. Москвы, суд не может предопределять решение органа, чьи действия обжалуются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Выводы судебной коллегии следует признать верными, в апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Довод жалобы о том, что в настоящее время п. 1.4. Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", регламентирующего предоставление госуслуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", утратил силу, схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории выдается в комплексе с государственной услугой "Предварительное согласование предоставления земельного участка", не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку выводов суда апелляционной инстанции не опровергает.
Обращаясь к Департаменту за выкупом земельного участка, Козлов К.А. подал документы по правилам, определенным перечнем документов, необходимых для приобретения права на земельный участок, утвержденный приказом N *** от *** г., введенный с *** г. Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений", новых требований для физических лиц не устанавливает и не создает препятствий к исполнению апелляционного определения.
Иные кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, направлены на оспаривание обоснованности выводов судебной коллегии об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановления, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судебными инстанциями либо опровергали их выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
Следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда кассационной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности *** С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от *** г. по делу по заявлению Козлова К.А. к Департаменту городского имущества города Москвы (далее ДГИ) о признании незаконным решения от *** г., обязании принять документы по вопросу выдачи распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, на которой расположен принадлежащий заявителю гараж, обязании выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.